Многие читатели знают меня, как юмориста в жанре военного кино. Мне, в основном, приходилось писать пародии на сюжеты современных фильмов о войне. Но именно данную киноленту я считаю самой удачной на тему 1ой Мировой войны. Она заставляет задуматься о смысле того, за что отдают жизни на передовой, о трагедии людей, наций и поколений. Постараюсь описать эту ленту искренне и серьезно.
Мультинациональный фильм "Merry Christmas" ("Счастливого Рождества") французского режиссера Кристиана Кариона (2005) я впервые посмотрел в оригинале на немецком языке (с титрами для английской и французской речи) в Германии.
Начинается он с выступлений детей от каждой воюющей страны. Каждый читает стихи о своей стране, называя соседа врагом. Немецкий школьник читает стишок про супостата-англичанина, англичане - про немцев-злодеев. Французский школьник что-то там про оккупированную Эльзас и Лотарингию продекламировал. Печально, что стишки детям сочиняют взрослые пропагандисты с целью подъема боевого духа сызмальства.
Актер берлинской оперы Николаус Шпринк готовится выйти на сцену, но вместо него германский военный чиновник объявляет о начале войны. Два брата в Шотландии узнают о начале войны с Германией. Радость одного перемежается с болью и отчаянием на лице пастора.
Сильнейшее впечатления на меня произвела сцена подготовки к штурму со стороны французов. Французского лейтенанта тошнит. Он понимает, что возможно, живет последние минуты в своей жизни. Солдаты слушают его инструктаж перед боем, по команде крепят штыки и досылают патрон в ствол. Кто-то молится, у всех в глазах животный страх перед атакой. И вот свисток срывает французов в бой! Они бегут под свистящими пулями, пулеметными очередями и разрывами шрапнели.
Французы врываются в окопы, но там их ждет сопротивление немцев. Трагедией и ужасом веет от глаз солдата, через тело которого стреляет лейтенант во вражеского пулеметчика.
Тем временем шотландский пехотинец Джонатан пытается бегом вынести раненого брата с поля боя. В раненого попадает еще одна пуля и тот просит Джонатана оставить его, чтобы выжить самому. И брат покидает его, целуя перед этим (почему-то прямо в губы). Немцы отбивают франко-британскую атаку, и линия фронта стабилизируется.
Все воюющие стороны готовятся в относительном спокойствии встретить католическое Рождество, которое является главным праздником у немцев-лютеран, протестантов-шотландцев и католиков-французов. Немцы расставляют ёлочки по всей линии фронта, Джонатан получает посылку от матери и пишет домой матери от имени обоих братьев, что у них все хорошо.
Тем временем Анна (немецкая актриса Диана Крюгер) едет на фронт с затеей выступить дуэтом перед крон-принцем Вильгельмом, и ей удается ненадолго вытащить любимого (Бенно Фюрман) в тыл с линии фронта. В фильм закинули немного волнующей эро_тики, где он без лишних ласк и прелюдий овладевает приехавшей из-за него на фронт подругой-певицей (Диана Крюгер). Блин, на его месте должен был быть я, хе-хе! Потом они выступают дуэтом перед германским принцем - владеющие немецким языком оценят эту арию. Великолепно снято! После концерта они решают сбежать на фронт к товарищам Николауса, чтобы спеть перед ними.
Красиво и аутентично выглядит сцена сочельника, когда все воюющие стороны празднуют на свой лад. В каждом окопе сидят люди, у которых между прочим одна вера — они христиане. Во время празднования Святого Рождества нельзя не заметить, что каждый окоп прислушивается к другому и как будто пытается понять вместе с чужой речью и их культуру, пускай даже культуру врага. Наверное тот самый примиряющий импульс, подтолкнувший воюющие стороны навстречу друг другу, дала шотландская волынка, на которой пастор попытался подыграть чарующему голосу певца.
Когда немецкий тенор не побоялся выйти из окопа с елочкой, были слышны аплодисменты со всех окопов. Он не побоялся рискнуть своей жизнью, ведь окопы разделяли считанные десятки метров. Вообще самой сильной сценой фильма вижу тот массовый выход навстречу солдат воюющих армий.
Потрясающе и с доброй порцией юмора режиссер обыграл сцены с шоколадкой, с медальоном жен, и попыткой общаться солдат без знания языка. Пока солдаты находили контакт, офицеры обсуждали Париж, а германский лейтенант, как выяснилось, нашел бумажник французского. Самой шикарной сценой стала месса священника-шотландца, когда в ответ солдаты разных стран отвечали хором на латыни, поскольку для католиков это был объединяющий их язык. Ну и затем, пастор пригласил Анну спеть. Ее слова, ранее исполненные на сцене Берлинской оперы, на нейтральной полосе среди войны выглядели нереально! Примирение воюющих сторон (пускай и временное на время Сочельника) посреди ужаса войны, это тоже своего рода было чудом!
Не менее полны жизни и трагедии последующие сцены, когда стороны хоронили своих товарищей, прося шотландского пастора отпеть их независимо от национальности. И тут Анна, с болью смотря на десятки новых могил, впервые высказывает свое желание любимому сбежать с этой войны!
Несмотря на прошедшее погребение погибших, солдаты продолжили общение, устроив в футбольный матч. А путешествующий из окопа в окоп рыжий кот (он же «Нестор», он же «Феликс») вообще шикарная режиссерская находка. Особую комичность ему придает тот факт, что кот-почтальон с запиской на шее "Good luck, Germans!" потом попадет под домашний арест за "сотрудничество с врагом".
Третий день (то есть второй день после Рождества) немецкий лейтенант начал с "военного" сотрудничества, предупредив французов о предстоящем артобстреле. Он предложил солдатам противника укрыться в германских траншеях. Ухают орудия, с грохотом рвутся тяжелые снаряды. Солдаты привычно зажимают глаза и уши, Анна же со страхом вскрикивает от близких разрывов. После обстрела шотландский офицер сообщил, что от его артиллерии возможно придет ответка. И стороны меняют дислокацию, перемещаясь в окопы французов. Как говорится, долг платежом красен. И тут Анна уговаривает любимого сдаться в плен!
Особую трагичность, на мой взгляд, придает конец фильма, когда стороны все-таки обязали продолжать войну. Представляю, как тяжело было им после всего, что произошло, вновь начать стрелять друг в друга. И нелепая смерть переодетого в германский мундир адьютанта-француза от пули шотландца - тоже большая трагедия.
Видно, Джонтан так и не простил немцам потерю родного брата. Этот фильм должен стать напоминанием живым о павших во всех мировых войнах. Рекомендую всем, кто достиг 18 лет. Шикарный фильм на тему Рождества и один из самых лучших и душевных современных фильмов о первой Мировой войне.
Статья автора, скрины из фильма
Что скажите, уважаемые читатели? Можно ли было поступить так в разгар войны, когда часть твоей родины оккупирована врагом? Буду рад вашим лайкам и комментариям.