Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Отпуск за свой счет" (СССР-Венгрия, 1981) и "Открытая книга" (СССР, 1977—1979): разные фильмы, разные мнения

Открытая книга. СССР, 1977—1979. Режиссер Виктор Титов. Сценаристы Вениамин Каверин, Владимир Савин (по одноименному роману Вениамина Каверина). Актеры: Наталья Дикарева, Ия Саввина, Георгий Тараторкин, Алексей Васильев, Михаил Погоржельский, Елена Соловей, Олег Янковский, Инна Кондратьева, Нина Ургант, Владимир Басов, Юрий Богатырёв, Всеволод Сафонов, Леонид Неведомский, Елена Драпеко, Ирина Мазуркевич, Олег Табаков, Роман Громадский, Георгий Тейх, Олег Ефремов и др. Премьера на ТВ: 8 января 1980.

Режиссер Виктор Титов (1939—2000) поставил двадцать полнометражных игровых фильмов и сериалов (среди них – «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Здравствуйте, я Ваша тетя!», «Открытая книга», «Адам женится на Еве», «Отпуск за свой счет», «Жизнь Клима Самгина» и др.).

В экранизации романа Вениамина Каверина «Открытая книга», как всегда у Виктора Титова, привлекают яркие характеры персонажей, созданные ансамблем талантливых актеров. Привлечь зрителей к телеэкранам психологической драмой об ученых—микробиологах было весьма непросто, но Виктор Титов привык ставить перед собой трудные задачи, и, на мой взгляд, как правило, добивался успеха.

Мнения зрителей XXI века об «Открытой книге» часто неоднозначны:

«Прекрасный, душевный, захватывающий и серьезный фильм... Так легко и доступно в нем рассказывается о жизни и работе микробиологов, открывших пенициллин. Очень сильный фильм! Во время просмотра я и плакала, и смеялась, и переживала... Так здорово поставлен, я потрясена. … Здесь откровенно рассказано, как некоторые лжеученые— карьеристы мешали работать настоящим великим ученым, но не прислушивающимся к указаниям сверху; люди, работающие в органах, называют чуму "рудой", чтобы не создавать паники у советских людей и скрыть факт вспышки чумы в нашей стране, отправляют мужа в опасную зону для борьбы с этой заразой и даже проститься с женой не разрешают. Наверно, так оно и было в действительности. Великолепная игра Артистов, занятых в этом фильме подкупает» (Альфия).

«Фильм без преувеличения грандиозный — из тех, что запоминаются на всю жизнь и способны даже повлиять на судьбу человека: выбор профессии, важные решения. Нам повезло, что этот роман экранизировали мастера кино: и режиссер, и актеры были готовы к задаче. … Все играют хорошо и мне нравится юная Таня в исполнении Натальи Дикаревой, но с особым трепетом всегда жду серий, где появляется Ия Саввина. Для меня Власенкова — это Саввина. Она раскрывает масштаб личности своей героини. Если в начале пути (после лекций доктора Лебедева) Таня зажата и погружена в себя, но уверена в своем деле и своем учителе, с появлением Саввиной мы открываем эмоциональный мир зрелого человека, который живет настоящей, большой жизнью. Чтобы показать это, надо самой быть личностью сопоставимого уровня. Индивидуальность Саввиной здесь настолько к месту: ее взрывной темперамент и в то же время — ранимость, трогательная нежность, иногда — беспомощность. Упрямство, целеустремленность, но и склонность к сомнениям, и способность прощать» (Сова).

«Очень люблю этот фильм. Атмосфера, изумительная операторская работа, отличные натурные съемки, ландшафтные кадры просто захватывают. Отдельно хочется отметить грандиозную музыку Николая Мартынова. … Более ранняя версия с Чурсиной и Гурченко хороша по-своему, но ей, мне кажется, не хватает глубины и духа, которые отличают данный фильм» (Лика).

«Фильм прекрасен, отдельные сцены сняты просто удивительно. Кроме того … снят удивительно эстетично. А сколько в нем красивой эротики, в первых сериях. Непонятно мне только одно — почему Титов утвердил Савину на роль взрослой Татьяны. Все понимаю, что актриса хорошая... Но это настолько не ее роль! Как будто выкачали из героини всю женственность разом... На мой взгляд, это сломало весь образ героини. И, конечно, фильм из-за этого потерял многое. Однако работа в целом прекрасная» (Ракель).

«Сложно отношусь к картине и к теме кастинга. Фильм кажется мне довольно слабым (драматически слабым, если угодно), особенно в сравнении с романом. Собственно, и выигрывает-то фильм более всего за счет прочнейшей литературной основы, а именно на таком фоне и проявляются его главные недостатки» (А. Филозов).

Киновед Александр Федоров

-2

Отпуск за свой счет. СССР—Венгрия, 1981. Режиссер Виктор Титов. Сценаристы Валентин Азерников, Андраш Полгар. Актеры: Ольга Мелихова, Игорь Костолевский, Миклош Калочаи, Людмила Гурченко, Елена Романова, Владимир Басов, Марианна Стриженова, Александр Ширвиндт, Любовь Полищук, Игорь Ясулович, Лия Ахеджакова и др. Премьера на ТВ: 1 января 1982.

Режиссер Виктор Титов (1939—2000) поставил двадцать полнометражных игровых фильмов и сериалов (среди них – «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Здравствуйте, я Ваша тетя!», «Открытая книга», «Адам женится на Еве», «Отпуск за свой счет», «Жизнь Клима Самгина» и др.).

В мелодраматической комедии «Отпуск за свой счет» основная ставка, разумеется, была сделана по популярность Игоря Костолевского, однако по замыслу одного из драматургов фильма – Валентина Озерникова это должен был быть дуэт двух звезд: сценарий изначально писался в расчете на Евгению Симонову.

По каким-то причинам Виктор Титов не стал снимать Евгению Симонову и выбрал актрису Любовь Руденко, которую в свою очередь не утвердило начальство, заменив ее на Ольгу Мелихову, которая в итоге блестяще сыграла роль воспитательницы детсада из провинциального города, на свою голову влюбившуюся в столичного ловеласа.

Третью по значимости роль в фильме замечательно сыграл венгерский актер Миклош Калочаи (1950—1991), к сожалению, очень рано ушедший из жизни…

Не все знают, что в «Отпуске за свой счет» снимался и Михаил Боярский, но его роль осталась (вместе с расширенной сценой в душе) только венгерской версии. Из советской версии фильма роль Боярского была вырезана по приказу начальства…

Слава Богу, начальство не покусилось при этом на другие роли второго плана, блестяще сыгранные Людмилой Гурченко, Александром Ширвиндтом и Владимиром Басовым…

Сегодняшние зрители часто вспоминают «Отпуска за свой счет» с ностальгией:

«Когда я смотрю этот фильм, мне становится очень грустно и больно на душе. Трудно свыкнуться с мыслью, что это было когда— то, но уже не вернешь ни той эпохи, ни тех людей. Как же я завидую моим родителям! Как повезло им, и как не повезло нам — поколению 80-х! Что окружает нас сейчас? С чем мы живем? Кем мы становимся? В нас нет души, а лишь злоба и ненависть... Грустно, больно. Где Вы, Катя? Боретесь за существование, работая в IKEA? Скажите мне, все действительно так безнадежно? Или я ошибаюсь...» (Маша).

«Фильм замечательный. Он вышел на экран, когда я, как и Катя взрослела, набивала шишки, влюблялась и разочаровывалась. На мой взгляд, финал фильма далеко не оптимистичный, она же ждала не того, кто приехал. Какое разочарование в ее глазах!» (Елена).

«Фильм какого-то необыкновенного очарования. Он настолько светлый и оптимистичный! … А Гурченко какова! Сначала — ехидная и неприятная тетка, а потом мы видим добрую, не очень счастливую женщину» (Бетти).

«Первый раз посмотрела этот фильм где-то в 1987 году. Мне было лет 12. … Кто больше всего меня впечатлил из этого фильма — так это венгерский актер Миклош Калочаи, сыгравшего Ласло — друга Юры (Костолевского)! Тогда, мне — 12-летней девочке, он показался таким красавцем! Наверное, только из-за него фильм меня заинтриговал, и показался более насыщенным, ярким. И потом там показывали Венгрию, столицу Будапешт и его красоты… Это меня так заворожило! Эта страна мне показалась какой— то теплой, колоритной, захотелось там жить. … Так вот, я смотря этот фильм, думала с возмущением — как можно было не замечать и игнорировать Ласло из-за этого "придурка Юры" (да простит меня И. Костолевский)?! … Я со своей детской логикой решила — я бы на ее месте, несмотря ни на что, выбрала бы Ласло и уехала бы с ним в его страну! … В общем фильм хороший, местами смешной, до сих пор его люблю!» (Гул).

Киновед Александр Федоров