Интересно сравнить и решить для себя, стоит ли смотреть. Второй обзор фильма «Нина» от Ольги Гариной:
Год: 2022
Производство: Россия, Грузия
Жанр: мелодрама, драма
Режиссер: Оксана Бычкова
Сценарий: Любовь Мульменко, Оксана Бычкова
Оператор: Михаил Хурсевич
Продолжительность: 89 мин
В главных ролях: Юлия Пересильд, Евгений Цыганов, Кирилл Кяро, Андро Чичинадзе
Признаюсь честно: кино я пошла смотреть из-за Цыганова. Я за ним слежу. Так — по-бабски: любуясь «картинкой» и наполнением. А еще и потому, что в откровенно плохом кино он сниматься не будет.
Короткое название «Нина» намекало на то, что иду я смотреть, скорей всего, драму. Или, как минимум, что-то психологическое. Потом зашла на «Кинопоиск». Читаю: мелодрама, драма. То есть, выбирай по вкусу. Но трейлер, где Юлия Пересильд то с Цыгановым обнимается, то с молодым и симпатичным грузином — да еще и на фоне вах какой манящей Грузии, озадачивал. Нам все-таки втюхивали мелодраму с классическим любовным треугольником (о, как я ошиблась, углов было больше). Но втюхнуть не получилось. Зритель каким-то особым чутьем пронюхал, что что-то тут не так, и в кино не пошел. В зале нас было человек восемь. Но это отдельная тема.
Кино начинается с голосов в телефоне прямо на начальных титрах. Человек из прошлого по имени Руслан (Евгений Цыганов) зовет Нину (Юлию Пересильд) в Грузию — повидаться в последний раз, потому как он тяжело болен и, видимо, скоро умрет. А потом мы долго сидим вместе с Ниной на бревне в зимнем лесу и подергиваемся в ритме ручной, «дрожащей» камеры, которая передает сложное состояние героини. Все-таки, не мелодрама, — думаю я, — слишком долгий план... Меня немного отпускает.
Дальше мы видим идиллическую картинку, где есть все, что нужно женщине для счастья: брутальный и любящий муж (Кирилл Кяро), лапочка-сыночек, любимая работа (что-то связанное с детской моторикой). И на фоне такого выстроенного и счастливого быта — постоянные внутренние колебания героини: ехать или не ехать. И как только Нина решает не ехать, мы сразу же видим эпизод, где заботливый муж (он вообще ни разу не против, он из тех, кто доверяет) и сын провожают маму в Тбилиси.
Надо отдать должное режиссеру Оксане Бычковой, снявшей в свое время культовый «Питер FM», — фильм сделан практически безупречно. То есть, это кино. С достоверной, не сериальной, не «картонной» картинкой, актерами, которые знают, что играть, и великолепной операторской работой. К сценарию Любови Мульменко тоже почти нет претензий на уровне диалогов. То есть, я понимаю, почему Цыганов согласился сниматься в этом кино. С точки зрения формы оно вполне может претендовать на первые места на фестивалях. Но есть нюанс, который это самое «почти» вытаскивает на передний план. И в итоге я вышла из зала в некотором недоумении. Я посмотрела почти кино. Почти хорошее. Я почти сопереживала героине. Но об этом — чуть позже.
Что касается сюжета, то встреча Нины и Руслана, конечно же, состоялась. И по закону хорошей драматургии наши ожидания были обмануты: между ними ничего не произошло. Я про грех измены, которого так боится Нина. Более того, Руслан вызывает у Нины (как и у нас всех) очень противоречивые чувства. Он — резонер, он «лечится» коньяком и сигаретами и он очень хочет переспать с Ниной. Что же Нина? Она призывает Руслана лечиться не коньяком, а лекарствами, запрещает себя провожать до гостиницы, а вечером мчится в скайп к мужу, где мы видим, какая она искренняя, любящая, нежная, трепетная... Одним словом — никакая...
И, похоже, чем глубже героиня погружается в свои переживания, связанные с Русланом, со своей жизнью, с молодым грузином Лери (Андро Чичинадзе), который неожиданно начинает за ней ухаживать, тем сильнее этот надлом внутри.
И вот мы уже слышим главный вопрос, который задает Нине Руслан, и который давно зреет у зрителя: «Нин, а ты чего приехала? Пожалела?» И сразу же: «Ты фальшивая насквозь...»
И Нина в слезах убегает... И прибегает в итоге к тому самому Лери. Случайно. Они вообще все время случайно встречаются.
— Как ты себя чувствуешь? — спрашивает Лери Нину.
— Как бабка.
— Ты же сказала, что бабкой будешь через 10 лет...
— Ранняя бабка, начало бабки...
Чем закончится кино — даже и не гадайте. Финал настолько неожиданный, что в него можно и не поверить.
Я же, пересказав в двух словах суть истории, хочу порассуждать о том, что хотели сказать создатели кино, и что в итоге получилось.
Две женщины решили снять очень женское кино. Не в смысле — для домохозяек, а в смысле — понятное женщинам, которым «за», и которые условно делят свою жизнь на «до» и «после». И решили они рассказать о женщине, у которой все хорошо. Все настолько хорошо, что и хотеть-то нечего. Она и не хочет. Вернее, она теряет эту способность хотеть. А вместе с ней — и способность чувствовать себя хоть кем-то в ситуации, не обусловленной домом, семьей, привычными чувствами, эмоциями, реакциями. Именно поэтому она и не может определиться: ехать ей в Грузию или нет. У нее действительно нет ответа на этот вопрос. Она не может определиться, что делать с бывшим любовником Русланом, потому что она так и не поняла, зачем к нему ехала. Она не знает, зачем звонит каждый вечер по скайпу мужу... Но так надо, так принято. Встретив молодого и симпатичного грузина, она не может понять: нравится он ей или нет...
В итоге, «нервная» камера нам показывает эту бесконечную сумятицу внутри Нины. Она теряет кошелек, ранит на прогулке ногу... Она бегает как загнанная лошадь в тот момент, когда Руслану становится плохо, и она просто падает в объятия грузину в момент полного отчаяния, почувствовав себя той самой ранней бабкой. К чему это все приведет — я умолчу. Единственно, что могу сказать: выход так и не будет найден.
Конечно, это диагноз. И название ему — пустота. Большинство современных людей, не только женщин, живет в пустоте, где есть много разных «надо», но почти нет настоящих «хочу». Примерно так же живет и муж Нины, логика которого проста: если я доверяю, значит, я не ревную. А еще я за свободу. Вот только голос по скайпу у него становится все более раздражительным с каждым днем.
Но как же глубоко зарыта эта самая пустота, сколько над ней слоев... И как адаптивен современный человек, и уж тем более — женщина. Нина — если сильно не циклиться на психологических подоплеках, стильная, живая. Быстро реагирующая. Теплая. Она искренне проникается атмосферой любимого города, в котором ей когда-то было так хорошо с Русланом. К слову сказать, кино снималось в Тбилиси в период ковидного локдауна, может, поэтому так остро звучит в этой картине тема одиночества?
И вот за что я хочу сказать огромное спасибо создателям: они нам рассказали историю человека интеллигентного, человека, который сам кому угодно расскажет, что такое эмпатия, что такое жить своими чувствами... Который влюбляет в себя и глубиной, и легкостью. Именно такая Нина. И именно поэтому так страшит и ее, и всех нас, бездна, которая ей открывается в поездке. Словно вдруг сняли все защиты. И оказалось, что сути, каркаса-то и нет...
Конечно, тема для искусства не новая. Мир фальшивый и мир настоящий — это ли не одна из главных тем современной драматургии, литературы, кино? Конечно, это традиция вампиловская, розовская, трифоновская. В кино эти вопросы остро звучат в фильмах Оттепели. В «Июльском дожде», к примеру, где героиня вдруг обнаруживает, что ее близкий человек — обыкновенный пошляк. Да не только он... «Утиная охота» или «Отпуск в сентябре» — про тот же поиск настоящего, себя.
Если брать сугубо женскую постановку вопроса, то тут вспоминается, в первую очередь, Паша из фильма «Начало», которую сыграла Инна Чурикова или героиня Дорониной Надя из «Старшей сестры».
В современном кино эту тему исследует Анна Меликян и та же Любовь Мульменко в фильме «Дунай» уже как режиссер.
Но вот какой нюанс. Во всех перечисленных мною выше фильмах (по крайней мере, старых) у героев есть судьба. Есть какой-то бэкграунд, путь... Есть неоднозначность постановки вопроса, которая как терпкий кофе остается привкусом на губах. То есть, фильм кончился, а тебе будто новые и новые глубины открываются, и герой кажется то маленьким и ничтожным, то большим. В фильме «Нина» драматургии не хватило. Она-таки в итоге осталась на клиповом уровне, когда набросали вводные, но не развили до настоящего авторского прочтения, где, снимая слой за слоем, ты не только падаешь в пропасть, но и возвышаешься над ситуацией. Поэтому Нина для меня лично не стала живым человеком, она стала символом, некой констатацией, оберткой без содержания. Но проблематика создателями картины поставлена очень остро. И на этом спасибо. И посмотреть это кино стоит.
Ну и из-за Цыганова, конечно. Кстати, впервые у меня проявилось к его герою чувство откровенного неприятия. Хотя, все как всегда: знакомое выражение лица, манера говорить... Будто ничего и не играет. Но при этом образ Руслана — очень знаковый и знакомый. Думаю, не только мне. Так что этот актер не перестает удивлять.
Этот и другие обзоры на сайте Alterlit.ru
Обзор выполнен по заказу нашей биржи Creative Market, где вы можете найти исполнителя для вашего заказа или предложить свои услуги.