На самом деле конечно нет (не все и не поголовно, и не шпионы). Но знакомясь с биографиями некоторых историков, занимающихся действиями авиации на Тихом океане, можно подметить некую общую черту.
Лоуренс Дж. Хикки (Lawrence J. Hickey) - основатель Международной исторической исследовательской организации (International Historical Research Associates - IHRA), предназначенной для "документирования и сохранения наследия воздушной войны на Тихом океане", автор ряда хороших книг.
Лоуренс Хикки родился 15 апреля 1944 года в городе Уичито (штат Канзас) в семье инженера военного подразделения компании Боинг. С детства увлекался историей авиации. В 1966 году закончил Университет Рокхерст в Канзас-Сити (штат Миссури) с дипломом историка. Следующий год провел во Вьетнаме, проживая в семье члена вьетнамcкой императорской семьи, изучая культуру и язык страны по программе ВВС США CHECO (Contemporary Historical Examination of Current Operations - Современное историческое исследование текущих операций), осуществляемой под руководством отдела анализа операций, в свою очередь находившимся "под крылом" разведывательного отдела штаба 7-й воздушной армии (7-я воздушная армия с 1966 по 1973 год руководила всеми воздушными операциями на территории Вьетнама). В этот период времени Лоуренс Хикки опрашивал многих военнослужащих ВВС США по всему Южному Вьетнаму, собирая опыт ведения боевых действий. Совершил около 20 боевых вылетов, в основном в составе экипажей воздушных авианаводчиков, а один раз - на "Скайрейдере".
Вернувшись из Вьетнама Хикки продолжил обучение в аспирантуре Джорджтаунского университета (Вашингтон, округ Колумбия), но через некоторое время начал работу в Разведывательном управлении Министерства обороны США (DIA - Defense Intelligence Agency) аналитиком политического отдела Южного Вьетнама. В течение четырех лет он участвовал в подготовке различных ежедневных аналитических докладов. В 1969 году лично докладывал председателю Объединенного комитета начальников штабов о моральном состоянии вьетнамцев (в то время председателем был генерал Эрл Уилер).
В 1970 году вернулся во Вьетнам на полтора месяца как представитель межведомственной группы советника по национальной безопасности Генри Киссинджера (в то время еще и курировал тайные операции ЦРУ), для изучения на месте обстановки и возможных путей прекращения войны (скорее относительно достойного для США принятия поражения). Работал в сельской местности в дельте Меконга, где попал в засаду, в которой семь человек из их маленькой группы были убиты, двое ранены. В январе 1972 года первым из разведывательного сообщества доложил о предстоящем падении Южного Вьетнама.
В конце 1972 года оставил правительственную службу, занявшись бизнесом (продажа недвижимости) в Боулдер (штат Колорадо). Достаточно хорошо зарабатывая, Лоуренс Хикки смог уделять больше времени своему любимому делу - исследованию истории боевых действий на Тихом океане. Собирать истории летчиков-ветеранов он начал в 1963 году, еще учась в университете. Работа во Вьетнаме дала начинающему историку бесценный опыт исследования боевых действий авиации, да и сделала его "своим" среди боевых летчиков. С 1974 года Хикки постоянно участвовал в собраниях ветеранов 345-й бомбардировочной авиагруппы, инициатором которых он фактически и являлся. Первая книга Warpath Across the Pacific о боевых действиях 345-й бомбардировочной авиагруппы была опубликована в 1984 году (выдержала уже пять изданий).
Вышел на пенсию в 2021 году и полностью посвятил себя исследованиям и издательскому делу, приняв участие в подготовке и издании еще семи книг, посвященных боевому пути американских бомбардировочных групп в войне на Тихом океане. Умер Лоуренс Хикки 14 августа 2021 года.
Доктор Томас Энтони "Том" Льюис (Dr Thomas Anthony Lewis) известный австралийский историк, автор уже более 20 книг.
Томас Льюс родился в 1958 году. После получения образования (бакалавр гуманитарных наук университета Тасмании в 1983 года) и работы школьным учителем 20 лет прослужил в ВМС Австралии в должности аналитика военно-морской разведки. В этой должности участвовал в австралийской миротворческой миссии в Восточном Тиморе с сентября 1999 года по февраль 2000 года, а также в составе разведывательного отдела Международной коалиции в Ираке в 2006 году (он и там умудрялся писать исторические статьи в журнал лагеря штаба коалиции Кэмп-Виктори).
Как автор-историк Том Льюис начал издаваться с 1989 года. Первую книгу выпустил в 1991 году "Дарвин Сайонара" (Darwin Sayonara), сборник воспоминаний детей того времени о налете японской палубной авиации. За популяризацию австралийской военно-морской истории в 2003 году награжден медалью Ордена Австралии (также награжден австралийской медалью за действительную службу и американскими похвальной медалью армии и медалью "За иракскую компанию"). В 2004 году в университете Чарльза Дарвина получил звание доктора философии и стратегических исследований. С 2005 по 2016 год был редактором издаваемого австралийским военно-морским институтом (независимая некоммерческая организация) журнала "Хёдмарк". С 2009 по 2014 год был директором Военного музея Дарвина (Darwin Military Museum).
Вышел в отставку в 2013 году в звании капитана 3-го ранга (лейтенант-коммандер). С тех пор активно печатался, участвовал в создании документальных фильмов, вел историческую программу на телевидении. Некоторое время продолжал работу школьным учителем. С 2018 по 2021 год был избран членом муниципалитета города Палмерстон (пригород Дарвина). Автор и соавтор более 20 книг, в основном по авиации и флоту времен второй мировой войны на Австралийском ТВД.
Майкл Джон Кларингбоулд (Michael John Claringbould) - автор более 50 книг, в основном посвященных войне в воздухе на юге Тихого океана, соавтор еще ряда книг, в том числе в качестве иллюстратора. Причем в своих работах уделяет наибольшее внимание из остальных авторов именно действиям Японии.
Родился в Африке, но все свое детство в 1960-х годах провел на Папуа-Новой Гвинее, где любил посещать обломки сбитых или брошенных самолетов. По воспоминаниям самого Кларингбоулда в детстве на уроках истории ему много рассказывали об операциях на европейском театре войны, но об обломках на соседнем холме, видных из окна ничего пояснить никто не смог. Именно с этого времени у юного Майкла и возникла страсть к истории и авиации.
Работу дипломата Кларингбоулд очень успешно совмещал с изучением истории действий авиации на Тихом океане, лично посетив наверное несколько сотен мест падения самолетов. В а-Новой Гвинее, Новой Зеландии, Камбоджи, Вануату, Новой Каледонии и Соломоновых островах. Такой термин как дипломатическая разведка еще никто не отменял, именно этой деятельностью и занимался Майкл Кларингбоулд.
Работу дипломата Кларингбоулд очень успешно совмещал с изучением истории действий авиации на Тихом океане, лично посетив наверное несколько сотен мест падения самолетов. В 1984 году, во многом благодаря Кларингбоулду из джунглей для реставрации был вывезен бомбардировщик A-20G "Hell'N Pelican II".
В 1985 году именно Кларингбоулд убедил командование ВВС Австралии вывезти на реставрацию еще один A-20G "Big Nig".
Первая книга Кларингбоулда вышла в 1995 году - Black Sunday: When the U.S. 5th Air Force Lost to New Guinea's Weather (Черное воскресенье: когда 5-я воздушная армия проиграла погоде Новой Гвинее). По словам самого автора на ее написание у него ушло восемь лет. Во второй половине 1990-х он выпустил еще три книги, все посвящённые 5-й воздушной армии США, действовавшей на Новой Гвинее. С 2017 года австралийским издательством Avonmore Books (хозяин издательства Питер Ингман - сам автор и соавтор нескольких десятков военно-исторических книг) начато издание прекрасных серий книг: Pacific Profiles (уже вышло или на подходе 14 книг), South Pacific Air War (5 книг), Solomons Air War (2 книги) и Pacific Adversaries (4 книги).
Кроме того издательством Osprey выпущено пять книг Майкла Кларингбоулда.
Гэри Нила (Gary Nila) - коллекционер японской формы и оружия, автор нескольких книг по японской военной форме и подводной лодке I-400.
Родился в 1954 году в семье индейцев Сиу в резервации в Южной Дакоте. Детство провел в городе Монтерей Парк (штат Калифорния), в то время на 99% был населен японскими американцами первого поколения. Его отец принимал участие в войне на Тихом океане, в том числе в боях на Новогвинейском фронте, на Филиппинах и в оккупации Японии. С войны отец привез японский штык и японскую форму, в которой Гэри иногда играл со сверстниками (интересно, что при игре в ковбоев он называл себя латиноамериканцем, чтобы в индейцы не назначали - в то время они всегда проигрывали). Через некоторое время он понял, что трофеи отца это не игрушки, а коллекционные вещи и стал самостоятельно приобретать отдельные предметы военной японистики, в то время очень дешевые. К двадцати годам уже собрал небольшой музей японской формы и снаряжения. После этого Нила начал службу в полиции на улицах Лос-Анжелеса. В начале 1980-х годов "остепенился", став специальным агентом ФБР. Интерес к военной японистике вернулся к нему в 1984 году, когда работая в Бюро по делам о терроризме, купил себе книгу Генри Сакаида "Крылатый самурай". Через некоторое время ему удалось познакомиться и подружиться с Сакаида, а уже через него повстречаться с самим Сабуро Сакаи. Под влиянием бесед с Сакаи основное внимание в коллекционировании Гэри стал уделять форме и предметам авиации императорского флота в Японии, быстро став ведущим специалистом в этом вопросе.
Первая книга Гэри Нила Japanese Naval Aviation Uniforms and Equipment 1937-45 вышла в 2002 году в издательстве Osprey в серии Elite. Интересно, что уже в 2003 году эта книга была напечатана и у нас издательством АСТ. Большая часть иллюстраций в книге - фотографии реальных вещей из коллекции Гэри Нила.
В 2006 году Osprey выпущена вторая книга автора - Japanese Special Naval Landing Forces Uniforms & Equipment 1937-45, на этот раз о форме и снаряжении японской морской пехоты. В том же 2006 году издательством Hikoki Publications выпущена совместная с Генри Сакаида и Кодзи Такаги книга о больших японских подводных лодках-авианосцах - I-400 Japan's Secret Aircraft-Carrying Strike Submarine - Objective Panama Canal. Интересно, что по словам самого Нила, при обработке воспоминаний ветеранов ему очень пригодился опыт работы в антитеррористическом подразделении ФБР.
Таким образом, среди историков авиации второй мировой войны на Тихом океане имеются бывшие (а они вообще бывшими бывают?): сотрудник РУМО/Госдепа США, специальный агент ФБР, сотрудник военно-морской разведки Австралии и сотрудник дипломатической службы Австралии.
Не исключено, что отношение к спецслужбам имеет еще кое-кто. Например автор многих книг по авиационной истории Джон Стэнэвей (John Charles Stanaway) (1942-2019) ветеран ВВС США, но никаких намеков на род его деятельности в открытых источниках нет, что также позволяет подозревать его причастность к разведке.
Как вам такая особенность?