Найти тему
ПоУшиВКино🎬

“Набережная Орфевр, 36” (2004, 36 Quai des Orfèvres): Хороший, плохой, злой

Оглавление

Суровый боевик “Набережная Орфевр, 36” французского режиссёра Оливье Маршаля (Olivier Marchal) занял достойное место рядом с моим любимым драматическим боевиком “Без лица” (1997, Face/Off) Джона Ву. Здесь лицами не менялись, но глубины и эмоций в межличностных отношениях тоже предостаточно, как стиля и экшена – в самом фильме.

Постер к фильму “Набережная Орфевр, 36”
Постер к фильму “Набережная Орфевр, 36”

Сюжет

В Париже действует банда грабителей инкассаторских фургонов. Они меньше, чем за год ограбили семь фургонов, а у полиции нет результатов. Начальник уголовной полиции Робер Мансини на брифинге обвинил своих подчинённых в бездействии.

Более того, Мансини уже утвердили повышение – он будет шефом префектуры полиции Парижа, а на его кресло есть два достойных претендента: глава группы по борьбе с бандитизмом Дени Клейн (Жерар Депардье) и глава группы по розыску и реагированию Лео Вринкс (Даниель Отой).

Мансини симпатизирует Вринксу, потому что он умеет работать, а Клейн хочет только власти. Мансини в частном разговоре с Лео сказал, что отдаст должность тому, кто первый поймает грабителей, давая понять, чтобы Лео подключил все свои силы. Но Дени Клейн настроен решительно, он не позволит своему сопернику Лео Вринксу его опередить, причём он готов действительно на всё.

Впечатления после просмотра

Это чёткий боевик с хорошей психологической основой, сценарий отлично раскладывает по полочкам события – точно разделяет их на три части, или три акта, через которые протянута нервная струна взаимоотношений (а точнее – противостояния) Лео Вринкса и Дени Клейна. Вринкс – человек чести, хороший семьянин и опора своей рабочей группы, Клейн – тиран с алкогольной зависимостью, которая всё же не ослабляет его руки, что та не дрожит при совершении действия, если оно несёт ему пользу. Единственное, что их объединяет, это высокая профессиональная квалификация.

Лео Вринкс в исполнении Даниеля Отоя
Лео Вринкс в исполнении Даниеля Отоя
Дени Клейн в исполнении Жерара Депардье
Дени Клейн в исполнении Жерара Депардье

Каждая из условных частей содержит задаток на развитие в последующей, каждая мелочь играет свою роль, так что постоянно нужно быть на чеку во время просмотра (здесь нет моментов только ради красоты. Здесь есть классическое “чеховское ружьё”, которое выстреливает в положенный ему момент. Первая подсказка – это нож, который сотрудник Лео забирает в качестве трофея у одного из бандитов; вторая подсказка – симпатия Мансини к Лео работает только тогда, когда она не угрожает его репутации).

В первой части полиция наконец обезоруживает банду налётчиков на инкассаторские фургоны, во второй – Лео Вринкс оказывается в тюрьме в силу особенностей своей работы (у каждого полицейского есть информатор из преступной среды, и эта связь может быть использована против него, особенно, когда один информатор убивает другого), в третьей – Дени Клейн и Лео сводят личные счёты.

Общим фоном этой истории служит совсем нечистая политика правоохранительных органов. Когда приоткрываются ворота (метафорически, конечно) статного здания по адресу Набережная Орфевр, 36, где в Париже находится главное управление французской судебной полиции (часто называемая Пи Джей – от Police Judiciaire de Paris)*, обнаруживаются тёмные пятна на полотне правосудия. Как порой свою власть можно использовать на благо себе, и никто не заметит, что это превышение полномочий, а кодекс чести оборачивается против того, кто его ценит, и как жёстко соперничают между собой разные подразделения (в фильме примером служат группы Вринкса и Клейна).

*В этом здании находится отдел уголовных расследований Национальной полиции, ответственный за расследование крупномасштабных преступлений, незаконного оборота наркотиков, проституции, рэкета, похищений людей, захвата заложников, взрывов бомб, организованной преступности и убийств. Управление французской судебной полиции является прямым потомком Службы безопасности, основанной в 1812 году Эженом-Франсуа Видоком, и послужила примером для Скотланд-Ярда, ФБР и других департаментов уголовных расследований по всему миру.
Открывающий план со зданием на набережной Орфевр (Ювелиров)
Открывающий план со зданием на набережной Орфевр (Ювелиров)

Французский режиссёр Оливье Маршаль, создавая этот фильм, опирался на свой опыт полицейского, кем был до того, как радикально сменить профессию. Он опирался на реальные события 1980-х, чтобы наполнить сценарий событиями с кровавыми перестрелками и гнусными предательствами (в конце, кстати, указано, что этот боевик является посвящением майору полиции Кристиану Карону, который погиб 31 августа 1989 года). По итогу “Набережная Орфевр, 36” иллюстрирует работу полиции как рискованную профессию, которой как ни странно всё же не чужды преданность и дружба.

Заключительный план фильма с титром-посвящением майору полиции
Заключительный план фильма с титром-посвящением майору полиции

Интересный факт

Сюжет боевика вдохновлён реальным уголовным делом инспектора Доминика Луазо. Дело Луазо было возбуждено судьёй Жилем Ривьером по отношению к преступной группировке, в которую входили по меньшей мере пять нечестных полицейских, обвиняемых в участии в серии нападений, краж со взломом и вооружённых нападений в период с января 1982 года по июль 1985 года в Париже. Это дело привлекло внимание общественности спорным обвинением шестого полицейского, инспектора Доминика Луазо, который был единственным из обвиняемых полицейских, заявившим о своей невиновности. Выйдя из тюрьмы, он начал предпринимать попытки восстановить свою честь и добиться пересмотра своего судебного дела.