Найти в Дзене
Блог ЖД фотографа

Российский город, где ухоженные троллейбусы и трамваи затмевают всё, к чему прикопался бы Илья Варламов. Старые ЗИУ здесь летают как ракеты!

Моё видение мира таково, что недостатки города не так бросаются в глаза, если есть хорошо работающий уличный электротранспорт. Страшненькие остановочные павильоны? Не идеальные трамвайные рельсы? Подземные переходы с грязными стенами и немытыми лестницами? Бордюры там, где должны быть пандусы? Ничего не вижу, ничего не знаю, ведь всё внимание приковано... Ну, например, к троллейбусу ЗИУ-682 1992 года выпуска, который для своих лет выглядит вполне прилично, так ещё и носится по городским улицам не хуже маршруток!

Именно в такую категорию для меня и попал Волгоград, который я посетил 5 - 6 августа 2023 года. В уличном потоке здесь столько всего замечательного и интересного, что отсутствие зебр на пересечении проспекта Ленина и Комсомольской улицы, где перейти бульвар можно лишь под землёй, следуя, к тому же, буквой "П", уже не вызывает такого подгорания пятой точки, как подземный переход в Курске.

-2

Например, выглядящая, как новая, междугородняя Setra S315GT-HD 1998 года выпуска, которая привезла детскую экскурсию к Мамаеву Кургану... Умеют же немцы делать дизайн автобусов, способный спустя десятилетия оставаться актуальным! Посмотрим, будут ли выглядеть столь же свежо через 20 лет китайские "Ютонги" и прочая ерунда, стремительно наводняющая российские города после введения санкций.

-3

Прежде, чем продолжить, маленькая просьба: подпишитесь на телеграм-канал "всё, что движется", где свои публикации дублируем я и несколько других транспортных авторов. Лента Дзена показывает всех нас неохотно, а благодаря телеграм-каналу вы нас не потеряете.

Всё, что движется

Трамвайная система Волгограда - это просто сказка! Мало того, что здесь есть подземные линии, которые, правда, в день моего посещения были закрыты на реконструкцию (так что фоток оттуда нет, зато есть видео, в общих чертах о них рассказывающее), так ещё и обычные маршруты могут похвастаться стабильно маленькими интервалами и относительно высокими скоростями. К примеру, на Китайской улице бегают "тройки" и "четвёрки". И пускай подвижной состав - это старые добрые Татры, зато ждать их более 10 минут, а потом тошнить с черепашьей скоростью вам точно не придётся. Даже в выходной.

Китайская улица и Татра 1975 года... Почти 50 лет отработала, но на момент написания статьи вагон отставлен под списание.
Китайская улица и Татра 1975 года... Почти 50 лет отработала, но на момент написания статьи вагон отставлен под списание.

Причём, Татры в Волгограде есть как старые, вроде той, что на предыдущем фото... С выгоревшей краской и потрёпанным внешним видом, так и весьма приличные, как, например, вагон 2620, пойманный здесь же, на Китайской улице. Скажешь, что он 1971 года постройки - не поверят, ведь волгоградские трамвайщики научились поддерживать вагоны в отличном состоянии не хуже, чем в этой вашей Европе.

-5

Продолжая исследовать маршруты 3 и 4 в поисках "двухдверок", мы сворачиваем на Новосибирскую улицу. Трамвайная остановка без скамейки, без навеса, без указателей? Дырки в покрытии тротуара, неубранная пыль с краю проезжей части? Даже смотреть некогда на эту ерунду, ведь красивые двухдверные Татры льются, как из рога изобилия, и при этом ещё некисло разгоняются по вполне приличным рельсам.

Верите или нет, но я все эти мелкие недостатки улицы Новосибирской увидел уже при написании статьи, на месте же всё внимание было приковано к замечательно организованным трамваям... Правда, толпа свежепокрашенных вагонов была разбавлена экземплярами и более печальными, но это не страшно, ведь волгоградские трамвайщики и из них смогут сделать конфетки.

А это ещё что за покемон? Двухдверная Татра Т3, но почему-то квадратная и с плоским лобовым стеклом вместо привычного стекла изогнутого, а на кузове появились два ребра жёсткости... Что с ней стало? А стал с ней капитальный ремонт, проведённый на Волгоградском заводе судового машиностроения в 1998 году. Действительно: где, если не на судостроительном заводе, ремонтировать электротранспорт? А впрочем, неважно, ведь главное, что оно едет! Да и выглядит самобытно.

-8

Вот ещё одна такая Татра, снятая уже на улице Буханцева и колесящая по "пятёрке". Кстати, на этой улице рельсы просто ужасные, что проиллюстрировано в моём большом видео о транспорте Волгограда и Волсжкого... А всего таких Татр в Волгограде насчитывается 11 штук.

-9

Далее нам надо переместиться на трамвайную конечную "Стадион Монолит", где водятся сразу две уникальные модели трамвая, и обе - "татрообразные"... Но для этого необходимо совершить путешествие через весь город, так что сейчас я покажу вам несколько попутно сделанных фотографий. Рекламная Татра на Баррикадной улице рядом с красивым довоенн.. А, ну да, сейчас ведь всё довоенное, что построено до 2022 года... Рядом с красивым купеческим жилым домом, который является памятником архитектуры начала ХХ века и в котором располагается гостиница ГУВД, и у меня совсем не возникает желания покритиковать Волгоград за подвешенный вдоль улицы жирный провод на фоне всей этой красоты.

-10

Путь к "Стадиону Монолит" вывел нас на проспект Ленина. И тут Волгоград радует нас новенькими троллейбусами белорусского производства, которые идеально подходят для того, чтобы тыкать в них мордой комментаторов, считающих троллейбус устаревшим видом транспорта. Увеличенный автономный ход, чтобы кататься без контактной сети и объезжать пробки? В наличии. Кондиционеры, низкий уровень пола и USB розетки? Пфф, а что, разве сейчас выпускают какой-либо подвижной состав без этих аксессуаров? В Волгограде этих красавчиков 56 штук и все они 2022 года постройки... А сколько здесь деревьев - это просто песня!

Более старое поколение троллейбусов Волгограда - это Тролза Оптима, которые в Волгограде бывают двух видов - 5272.03, представленный на фото, и 5275.05 - более ранняя модификация... Я один не понимаю, почему более ранняя модификация имеет индекс 05, а более поздняя - 03, не должно ли быть наоборот? Отличаются троллейбусы совсем немного мордой лица, но гораздо важнее, что в 5275.03, в отличие от 5275.05, передняя и средняя площадки имеют низкий уровень пола.

-12

На момент публикации статьи по Волгограду катаются 47 низкопольных Оптим 2013 года и 4 Оптимы с обычным полом 2008 года постройки.

-13

Интересных автобусов в Волгограде было замечено мало: кругом - низкопольные Волгабасы и Лиазы, всё новое, всё - на сжиженном газе, но до ужаса скучное, так как в изобилии имеется и в других российских городах. Поэтому лично я сфотографировал только один ЛиАЗ-5292.67 2016 года выпуска, и то - лишь потому, что он удачно повернул на перекрёстке, когда я стоял наготове с фотоаппаратом для съёмки троллейбуса. То ли дело разноцветные "Волжанины" соседнего городка Волжский, после которых на волгоградские автобусы объектив просто не поднимается... Посмотрите их обзор по этой ссылке, кстати.

ЛИАЗ-5292.67
ЛИАЗ-5292.67

Есть в Волгограде и маршруточные Газельки, одну из которых я сфотографировал уже как нечто, приносящее ностальгические чувства, а не из любви к ним как к виду городского транспорта... Подумать только, ностальгические чувства к Маршруткам-Газелям, которые в былые годы вызывали лишь раздражение... И между прочим, с автобусами ЛИАЗ-677 у меня была такая же история. Старею, что ль?! Сколько таких катается по всему Волгограду - не знаю, а у конкретно этого перевозчика их 12 штук, и все они 2012-2014 годов выпуска... Успейте прокатиться, ведь им скоро на металлолом!

Газель - она и в Африке Газель
Газель - она и в Африке Газель

Хорошая всё-таки модель троллейбуса - ЗИУ-682! Как спроектировали её в конце 1960-х, так и выпускали без существенных изменений до 2015 года - эдакий Уазик Буханка от мира электротранспорта! Даже машина, попавшаяся нам около сквера Симбирцева 2007 года постройки неотличима от экземпляров, покинувших завод в 1980-е годы! А выглядит - как новая, волгоградским троллейубсникам - честь и хвала. Между прочим, поездку в одном из таких троллейбусов я снял на видео - можете тут посмотреть. Они там носятся, как угорелые, как и положено уважающему себя городскому транспорту.

-16

Остаток пути до стадиона "Монолит" мы проделали на такси и сразу поймали на прилегающей улице генерала Штеменко необычный трамвай МТТА-2: 33 таких были переделаны из трамваев Татра Т3 на Московском трамвайно-ремонтном заводе в 2012 году и работали поездами "попой к попе" на Лесной улице, где не было разворотного кольца. Позже кольцо появилось, а ещё в Москву приехали трамваи "Витязь-М", и ненужные больше столице двухсторонние вагоны перекочевали в Волгоград, обосновавшись на маршрутах скоростного трамвая... Правда, в дни нашего посещения Волгограда скоростной трамвай не работал и все эксклюзивные вагоны ползали по маршруту № 13.

-17

Хотя обычную Татру Т3, да ещё и "трёхдверную" (не такую редкую, как двухдверные), эксклюзивом всё-таки сложно назвать... Пока что. Ведь это сейчас их много, но посмотрим, будут ли они ездить по Волгограду через 10 лет.

-18

Исследуя 13 маршрут пешком, попадаем на самую красивую улицу Волгограда из тех, что я видел - на Улицу Кузнецова. Двухэтажные и девятиэтажные сталинские дома спрятаны в густой кроне деревьев, узенькая проезжая часть, благодаря которой здесь почти нет автомобилей, а в центре этого великолепия - трамвайная линия, по которой трамваи ездят раз в пять минут... Вот так и должен выглядеть город, построенный для людей, а не для зарабатывания застройщиками денег!

-19

Кстати, заметили попу трамвая на предыдущем фото? Я специально оставил его на потом, чтобы отдельно рассказать, ведь это - Tatra T3R.PV! В Волгограде таких трамваев - всего две штуки, и знаете, где в России ещё есть такие? А нигде! Остальные 64 остались работать у себя на родине в Чехии. Вагоны построены в 2008 году на заводе Pragoimex (как я понял, эта компания вытекла каким-то образом из завода ЧКД, где ранее строились Татры) специально для волгоградского скоростного трамвая, так что они оснащены системой АЛС-АРС, необходимой для поездок по подземным линиям.

-20

Грубо говоря, Tatra T3R.PV от более старых Tatra T3 отличается примерно так же, как электричка ЭП2Д отличается от ЭР2Р: есть косметические изменения, улучшено рабочее место водителя, и наверняка другие электрические схемы; для пассажира же это старый добрый трамвай с высоким уровнем пола, без розеток и без кондиционера, и последнее усугубляется весьма узкими откидными форточками, которые мы все дружно ненавидим ещё с момента их появления на электричках ЭД4М после 180 номера... В общем, не лучший трамвай для поездки по летнему Волгограду, где температура иногда поднимается до 40 градусов. Зато родная чешская бело-голубая окраска с жёлтыми дверями - просто космос! Хоть и придумана в 2008 году, даже сейчас выглядит современно. Поездка в этой Татре попала на видео - смотрите тут.

-21

Пора в аэропорт! Самолёты я тоже люблю, правда, по большей части - советские, но и фотографиями Сухого RA-89177 и Боинга RA-73240, пусть и через стекло аэровокзала, брезговать не стал - вдруг кому-то из подписчиков они будут интересны?

На мой взгляд, Волгоград - один из лучших российских городов, и такое впечатление лично у меня он вызвал благодаря хорошо организованному городскому электротранспорту. Да - есть проблемы, характерные для всей России - рекламные вывески, бордюры, покоцанные дороги, сопли проводов, неуместные заборчики, бестолковые подземные переходы и многое другое... Но когда по городу ездят пускай старые, но красивые трамваи и троллейбусы, ездят в большом количестве, ездят быстро и часто, то на различного рода урбанистические безобразия попросту некогда смотреть.

ЗИУ-682В00 № 4496 - один из самых старых троллейбусов в Волгограде. 1987 год, а выглядит как новый! На фото не попал, скриншот из видео. Ну и как после такого можно не любить Волгоград?
ЗИУ-682В00 № 4496 - один из самых старых троллейбусов в Волгограде. 1987 год, а выглядит как новый! На фото не попал, скриншот из видео. Ну и как после такого можно не любить Волгоград?

Да и в целом город - просто замечательный: здесь много ухоженной сталинской и советской архитектуры, много деревьев, много памятников, много молодёжи, и конечно же, здесь течёт прекрасная Волга... Пятое место в рейтинге городов этому джентельмену!

Если можете, то поддержите мой канал монетой, пожалуйста. Я продолжаю создавать для вас уникальный контент о транспорте, несмотря на то, что 26 января 2024 года Дзен порезал мне показы, и доход с блога составляет смешные пару тысяч в месяц. Поддержать можно на Бусти, но есть и другие способы. Дополнительные деньги позволят мне посетить больше городов и снять больше крутого контента. А если возможности поддержать монетой нет - то ставьте лайки и рассказывайте о моём канале другим интересующимся людям. Спасибо!

Смотрите видео-обзор Волгограда и Волжского.

Другие материалы о городском транспорте:

Транспорт в городах | Блог ЖД фотографа | Дзен

До скорого!