(Исход 19)
Как был заключён завет между Богом и Израилем, описывается в Исх. 19. Отныне он должен был определять все отношения Бога со Своим народом.
В третий месяц после выхода из Египта израильтяне расположились станом у подножья горы Синай.
"В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы" (Исх. 19:1, 2).
Моисей взошёл на гору, и там Бог сказал, что сделает Израиль Своим особым народом, если они будут слушаться Его (19:3–6). Моисей повторил Божьи слова народу, и они согласились исполнять всё, что заповедал Господь (19:7, 8).
Израильтянам было сказано освятить себя для встречи с Господом. Никто не должен был приближаться к горе (19:9–15). На третий день Бог дал знать о Своём присутствии народу (19:16–19). Затем Он велел Моисею вернуться на вершину горы, взяв с собой Аарона (19:20–25).
ШАГ ПЕРВЫЙ: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАВЕТА
Бог и Моисей
"Моисей взошёл к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: «Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: 'Вы видели, что Я сделал египтянам и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принёс вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым'. Вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым»" (Исх. 19:3–6).
Когда израильтяне расположились станом у подножья горы Синай, «Моисей взошёл к Богу» в первый раз. Во время пребывания Моисея на горе Бог сказал, что хочет дать Израилю возможность войти с Ним в заветные отношения.
Бог начал с перечисления того, что Он сделал для Израиля (ст. 4). Он одержал победу над египтянами, наслав на них казни и потопив их войско в море, и привёл Израиль к этой горе. Он носил израильтян «на орлиных крыльях» и принёс к Себе. Метафора «орлиные крылья» говорит о том, что Бог носил израильтян, как орлица носит своих орлят, когда они учатся летать. Этот образ говорит о нежной заботе Бога и полной зависимости Израиля. То, что Бог принёс Израиль к Себе, является исполнением более раннего обетования (см. 3:12).
Начав процесс заключения завета, Бог огласил основание, на котором он заключается. Он вступает в заветные отношения с Израилем не потому, что тот праведен. По сути, со времени выхода Израиля из Египта народ часто демонстрировал неверие, забывчивость и неблагодарность. Бог избрал Израиль по благодати, в силу Своих обещаний патриархам и в особенности Аврааму. Завет основывался на Божьих милостивых деяниях в интересах Израиля — на том, что Он сделал для Израиля, а не на том, что сделал или обещал сделать для Бога Израиль.
Сказав о Своих благодеяниях как основании завета, Бог разъяснил условия завета (ст. 5). Обязанностью Израиля было «слушаться гласа [Божьего] и соблюдать [Его] завет» — двоякое выражение одной мысли. В Свою очередь, Бог благословит Израиль, сделав его Своим «уделом из всех народов» земли. Этот отрывок утверждает следующее: что бы ещё ни говорили об израильтянах, в Ветхом Завете они были Божьим избранным народом. Бог имел право выбрать Израиль в силу того, что вся земля принадлежит Ему.
Выражение «Мой удел» означает «Моё собственное владение». В Современном Переводе написано «Мой особый народ». Привилегия быть Божьим народом подразумевает особые благословения. Бог заботится о Своём народе и благословляет его.
К этому Бог прибавил, что Израиль будет «царством священников и народом святым» (ст. 6). Уолтер Кайзер мл. говорит, что фактически можно дать четыре перевода этого еврейского выражения: «цари, [то есть] священники», «царственное священство», «царство священников», «цари (и) священники».
По утверждению Бертона Коффмана, этот отрывок показывает, «что иудейское священство, которое Господь позже дал Израилю, не было изначальным намерением», что первоначально Бог хотел, чтобы каждый верующий действовал как священник. Однако священническая система не могла быть «запоздалой мыслью», или более поздней альтернативой в Божьем плане. Священническая система, возникшая вскоре после этого, была «тенью будущих благ» (Евр. 10:1), впоследствии дав людям возможность полнее понять, как Бог работает с человеком в эпоху нового завета.
В противоположность взглядам Коффмана, большинство комментаторов считает, что эта фраза подчёркивает не то, что священником будет каждый, а что весь народ будет «царством священников», или священническим царством. Алан Коул, например, говорит: «Внимание привлекается к вселенскому священническому статусу Израиля». При таком понимании подчёркивается, каким народом должен был быть Израиль. Джон Дерхем пишет, что это выражение «говорит о том, кем всегда надлежало быть Израилю: царством, управляемым не политиками, рассчитывающими на свою силу и молчаливое согласие масс, а священниками, опирающимися на веру в Яхве, народом служителей, а не правящим народом». Второй акцент сделан на том, что народ должен был делать. Как царство священников, народ должен был передавать свои знания о Господе народам других царств. Хорошо сказал об этом Кайзер: «Весь народ должен был выступать посредником, передающим Божью благодать народам земли, как было обещано Аврааму, что через него и его семя благословятся все народы земли (Быт. 12:3)».
Израилю надлежало быть «народом святым», то есть отделённым от других народов для того, чтобы Бог мог его использовать. «Святой», в первую очередь, означает «отделённый». Само по себе это слово не имеет морального оттенка благости или праведности. Однако будучи применённым к Богу, слово «святость» приобрело значение благости и чистоты. Что для Израиля означало быть «народом святым», объясняется позже, в частности в книге Левит.
Завет между Богом и Израилем был заключён через Моисея
"И пришёл Моисей, и созвал старейшин народа, и предложил им все эти слова, которые заповедал ему Господь. И весь народ отвечал единогласно, говоря: «Всё, что сказал Господь, исполним». И донёс Моисей слова народа Господу. И сказал Господь Моисею: «Вот Я приду к тебе в густом облаке, дабы слышал народ, как Я буду говорить с тобой, и поверил тебе навсегда». И Моисей объявил слова народа Господу" (Исх. 19:7–9).
Следующим шагом в процессе заключения завета было выражение народом согласия с условиями Господа. Хотя Израиль не заслуживал быть Божьим избранным народом и не мог диктовать условия завета, Бог дал им возможность принять или отвергнуть Своё предложение. Моисей созвал старейшин, представлявших народ, и передал им слова Господа. Вероятно, народ тоже присутствовал, или же старейшины передали им, что сказал Моисей. В результате «весь народ отвечал единогласно, говоря: “Всё, что сказал Господь, исполним”» (19:8).
Затем это соглашение стало заветом, на котором были основаны отношения Бога с Израилем. С этого момента, пока израильтяне оставались верными своему обещанию исполнять «всё, что сказал Господь», Бог благословлял их как Свой народ. Когда же они не исполняли «всё, что сказал Господь», Бог, так сказать, освобождался от обязательства оберегать их и обеспечивать всем необходимым. Позже, когда Бог более детально объяснил Закон, выяснилось, что даже если Бог и не станет рвать связи с израильтянами, когда они будут грешить, народ всё равно испытает на себе Божьи проклятия, когда ослушается Его. Начиная с Исх. 19 и далее, Ветхий Завет представляет собой историю того, как Израиль исполнял — а чаще не исполнял — своё обещание Богу и как в результате Бог благословлял или проклинал его.
При заключении завета Моисей выступил посредником. Как представитель Бога перед Израилем, он передал народу Божье слово. Затем, как представитель Израиля перед Богом, он передал их ответ Яхве (19:8). Господь сказал Моисею, что сойдёт на гору «в густом облаке», чтобы «слышал народ», как Он будет говорить с Моисеем, и «поверил» ему (ст. 9). Когда Моисей был на горе, Бог дал ему дальнейшие указания, содержащиеся в 19:10–13.
ВТОРОЙ ШАГ: ПОДГОТОВКА НАРОДА К ПОЛУЧЕНИЮ ЗАКОНА
Описание подготовки к встрече
"И сказал Господь Моисею: «Пойди к народу и освяти его сегодня и завтра; пусть вымоют одежды свои, чтоб быть готовыми к третьему дню: ибо в третий день сойдёт Господь пред глазами всего народа на гору Синай. И проведи для народа черту со всех сторон и скажи: 'Берегитесь восходить на гору и прикасаться к подошве её; всякий, кто прикоснётся к горе, предан будет смерти; рука да не прикоснётся к нему, а пусть побьют его камнями или застрелят стрелою — скот ли то или человек, да не останется в живых”. Во время протяжного трубного звука могут они взойти на гору'». И сошёл Моисей с горы к народу, и освятил народ, и они вымыли одежду свою. И сказал народу: «Будьте готовы к третьему дню; не прикасайтесь к жёнам»" (Исх. 19:10–15).
После того как народ принял завет, об этом нужно было объявить публично. Это официальное объявление подтверждало конкретные требования завета, уже принятого израильтянами. Такое торжественное мероприятие требовало, чтобы израильтяне освятили себя для встречи с Господом. Так как Господь абсолютно свят, то к каждому случаю Его схождения для встречи с людьми необходимо было тщательно готовиться. Поэтому когда Моисей передал Богу ответ Израиля на Его предложение, Бог пояснил, как израильтяне должны освятить себя, чтобы получить Закон.
Господь сказал, что освящать себя израильтяне должны два дня, а на третий день Он явится взору народа. Частью процесса освящения было повеление народу вымыть свои одежды. Кроме того, им было велено почитать гору настолько святой, что запрещалось даже прикасаться к ней; они должны были провести «черту со всех сторон» и не подходить к ней (ст. 12). Если же кто бы то ни было, человек или животное, прикоснётся к горе, его должно было предать смерти. Более того, грех его в известном смысле был заразным. Как он не имел права прикасаться к горе, так и убившие его не могли прикасаться к нему. А убить его надлежало либо побив камнями, либо застрелив стрелой. «Взойти на гору» им повелевалось лишь на третий день, «во время протяжного трубного звука». Но и тогда они должны были собраться у подножья горы, а не восходить на гору.
Моисей сошёл с горы, чтобы передать эти указания народу, и они сделали, как велел Господь (ст. 14). И ещё: в порядке их подготовки к присутствию Божьему Моисей потребовал, чтобы они воздержались от половых связей («не прикасайтесь к жёнам»), пока не завершится Его явление (ст. 15).
Описание встречи
"На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горой, и трубный звук весьма сильный; и вострепетал весь народ, бывший в стане. И вывел Моисей народ из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы. Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи; и вся гора сильно колебалась. И звук трубный становился сильнее и сильнее. Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом. И сошёл Господь на гору Синай, на вершину горы, и призвал Господь Моисея на вершину горы, и взошёл Моисей. И сказал Господь Моисею: «Сойди и подтверди народу, чтобы он не порывался к Господу видеть Его и чтобы не пали многие из него; священники же, приближающиеся к Господу, должны освятить себя, чтобы не поразил их Господь». И сказал Моисей Господу: «Не может народ взойти на гору Синай, потому что Ты предостерёг нас, сказав: 'Проведи черту вокруг горы и освяти её'». И Господь сказал ему: «Пойди, сойди, потом взойди ты и с тобою Аарон; а священники и народ да не порываются восходить к Господу, чтобы не поразил их». И сошёл Моисей к народу и пересказал ему" (Исх. 19:16–25).
Завершающий отрывок в главе 19 описывает феофанию — явление Бога народу на третий день. Сошествие Бога на гору призвано было внушить священный трепет. Слова громоздятся на слова, образы быстро сменяют один другой, усиливая эффект Его явления. Автор пытается описать неописуемое зрелище. Во время явления Господа было следующее:
· громы и молнии
· густое облако над горой
· очень сильный трубный звук
· гора дымилась
· Господь сошёл в огне
· восходящий дым, как из печи
· локальное землетрясение, колебание горы
· трубный звук, становящийся всё сильнее и сильнее
· Господь отвечал Моисею громовым голосом
Эти поражающие воображение явления привлекли внимание народа и сосредоточили его на Том, с кем они входили в завет. Бог не был человеком, хоть бы и царём, или незрячим идолом; Он был Повелителем громов и молний, которые служили Ему, Он потряс горы, Он явился в облаке и огне! Израильтяне должны были сделать вывод, что такого Бога нельзя ослушаться безнаказанно. Бог сказал, что Его явление народу имело целью, чтобы народ услышал, как Он будет говорить с Моисеем, и «поверил [Моисею] навсегда» (19:9). Несомненно, все эти картины и звуки также имели своей целью побудить народ к соблюдению Закона, который Бог скоро передаст через Моисея.
Когда народ услышал и увидел громы и молнии, трубный звук и облако, предупреждающие о Божьем присутствии на горе, он «вострепетал» (ст. 16). Тем не менее, Моисей вывел народ «из стана в сретение Богу, и стали у подошвы горы». Затем Бог стал разговаривать с Моисеем — «Моисей говорил, и Бог отвечал ему голосом». Затем Господь призвал Моисея «на вершину горы» в третий раз (19:20). Он велел ему предупредить народ, чтобы никто не приближался к горе под угрозой смерти. Священникам, приближающимся к Господу, было велено «освятить себя, чтобы не поразил их Господь». Иными словами, Бог Сам убьёт их. Моисей, очевидно, не понял, почему Бог повторил эти указания; он сказал, что уже велел народу не приближаться к горе. Но Бог настоял, чтобы Моисей сошёл и новь поднялся, на этот раз с Аароном. Подразумевалось, что Моисею нужно снова предостеречь людей, чтобы они не приближались. И Моисей сделал, что ему велел Господь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Картина встречи Израиля с Богом внушала священный трепет. Каждая её деталь готовила к передаче Закона народу.