Найти тему
K2B

Банки, бухгалтерия, смерть от налогов

Оглавление

Мы уже обсудили все темы, касающиеся инвестора и его денег: что говорить, где искать, как тратить… в этой статье поговорим об обратной стороне — ответственности, банках, налогах… и выясним — как там бизнес?

Представьте, что стоите рядом со своим инвестором и думаете, как начать тратить деньги? Само собой, ни один умный инвестор не будет сыпать на вас градом золото или заваливать большим кэшем в сумках, как, например, это было в 90-е годы.

Сейчас время другое и все инвесторы или инвестиционные фонды выделяют деньги в формате безналичных платежей. На ИП, на вашу совместную с инвестором компанию либо другим способом. Но важно — только после подписания договора о партнёрстве или договора инвестиционного займа.

Как правильно организовать работу с финансами

  1. Выберите правильный банк, в котором будете хранить деньги и вести все транзакции.
  2. Найдите бухгалтера или бухгалтерскую компанию. Даже если вам кажется, что есть множество удобных и крутых сервисов, которые могут закрыть все потребности здесь и сейчас.
  3. Разберитесь, где и когда нужно начинать платить налоги. И уж тем более — как их уменьшить или избежать. Конечно, оставаясь в рамках закона.

Как выбрать правильный банк?

Вы должны понимать, что банк — это абсолютно зависимая структура. Она действует по строгим правилам Центрального банка РФ и требованиям налоговой инспекции.

Вы интересны банку до тех пор, пока занимаетесь маленьким начинающим стартапом и ещё не имеете вала денег. Только в этом случае банк будет разрешать всякие шалости типа снятия наличных, получения денег на карту, большого количества выплат самозанятым без официального оформления, а также многочисленных выплат подрядчикам. Всё это будет неважно банку до тех пор, пока вы тратите деньги.

Но как только на счёт начнут поступать первые входящие деньги, банк начнет придираться, задавать вопросы и прогибать вас под требования законодательства, которые достаточно жёсткие на территории России.

Советую выбирать банк из первой десятки топовых организаций России или своего региона. Почему? Например, так будет проще найти альтернативу менеджерам, которые могут вдруг встать в ступор, решая ваши задачи. Будет проще использовать необходимые сервисы, не платя дополнительную комиссию.

-2

Плюсы и минусы крупных банков

Плюс крупного банка в том, что из-за большого вала денег вы будете представлять для него меньший интерес. Вы затеряетесь во всём этом объёме и с меньшей вероятностью нарвётесь на проверку, которая может помешать работать дальше.

Но у крупных банков есть и свои недостатки: в них отсутствует персональный подход. Поэтому, если вы о чём-то договариваетесь с подобными организациями, крайне важно всё формализовать в документы и официальные письма.

Много раз мои клиенты договаривались с такими банками о возможностях перевода или получении особых условий на платёж. Но эти договорённости всегда выходили боком: комиссия неожиданно оказывалась в разы больше или возникали блокировки кредитования в момент, когда нужно было совершить важные платежи.

В таких ситуациях вы можете предъявлять требования своему банку. Но если вы не компетентны в общении с подобными структурами, то привлекайте специалистов и не пытайтесь решить все проблемы самостоятельно. Банк всегда находится в более сильной позиции. Он может просто заблокировать счёт, поставить светофор — красный свет вашей компании — и ни один банк в России не будет с вами работать. А снять с себя клеймо «светофор» — задача сложная.

Обращайте внимание на комиссию, которую требует банк. Не покупайтесь на дешевизну открытия счёта. Большинство банков, такие как Тинькофф или Сбер, рассказывают сказки о дешёвом обслуживании. Вы должны сразу понимать, что специфика вашего бизнеса может накладывать дополнительные финансовые нагрузки.

Например: если первый год вы собираетесь работать с инвестициями и заниматься оплатой, то готовьтесь платить много денег самозанятым и ИП. Обычно у банков очень маленький лимит на оплату физическим лицам и очень высокая комиссия — поэтому заранее обратите на это внимание и оцените свои возможности.

Если ваш бизнес связан с продажей товаров в B2C-сегменте, изучите стоимость использования электронного кассового аппарата и терминала. Если это интернет-бизнес — обратите внимание на стоимость и комиссию именно на онлайн-платежи.

Если планируете B2B-взаимодействие — то есть безналичные платежи — не смотрите на стоимость одной платёжки. Обратите внимание на лимиты, ограничения и общую сумму, которую вы заплатите.

Запомните: деньги, лежащие в банке, — не ваши, а банка. Поэтому старайтесь не накапливать их, а постоянно крутить и держать в обороте. И не бойтесь менять банки, если у вас со временем возникает такая потребность. Это никак не повлияет на вашу работу. Чаще всего при попытке смены банка он сам предложит дополнительные особые условия — хотя бы на ограниченный период времени — чтобы удержать, если вы ему интересны.

-3

Как понять, что стоит поменять банк?

Первое и самое важное — транзакционная стоимость становится слишком высокой. Далее — банк начинает часто задавать вопросы и придираться к платежам. Это сигнал, что вы встали на особый контроль. Например, вы платите деньги самозанятым, а банк каждый раз требует расшифровку и документы. Если это происходит регулярно, то я советую выйти из этих токсичных отношений.

При работе с банком рекомендую завести персонального менеджера. Это поможет не играть в пинг-понг: в любых ситуациях у вас будет одно лицо, через которое вы будете получать информацию. Обычно персональный менеджер, если вы долго с ним работаете, может вам что-то подсказать или намекнуть в критических моментах. Эти сотрудники всегда стараются быть на вашей стороне, хотя и работают на банк.

Три типа бухгалтерского учёта

Первый тип — бухгалтерия, которая занимается только первичкой: накладные и акты, счета-фактуры. Вся остальная документация остаётся на вас. В таком случае заведите любую электронную систему ведения документов. Обговорите с бухгалтерами формы и сроки их предоставления.

Важно: не ведитесь на поводу у бухгалтеров, которые говорят, что акты у подрядчиков нужно закрывать сразу. Бухгалтерии нужно сдать отчёт. И ей выгодно, когда платёжка совпадает с актом. Но нет. Вы должны закрывать акт только тогда, когда уверены в результате и получили выполненную работу.

Второй тип — бухгалтерия берёт на себя всю документацию и финансы, но не помогает в оптимизации налогов. В таком случае вам гораздо легче контролировать весь документооборот. Так как бухгалтерия формирует всё необходимое, считает зарплаты и оформляет людей.

И третий тип — ведение всей бухгалтерии, включая проведение платежей и помощь в оптимизации налогов. Для начинающего стартапа это самый лучший вариант. Но здесь важна квалификация сотрудников, которые вас ведут, отвечая за деньги и документацию.

-4

Стоит ли бояться электронных систем ведения бухгалтерии?

На первом этапе — нет. Но в дальнейшем при усложнении бизнеса лучше перейти на сопровождение бухгалтера — либо полностью, либо частично. Всё же электронная система — это шаблонная отчётность. Она никак не участвует в вашем проекте и не учитывает его специфику. Но отлично подойдёт малому бизнесу с ограниченными и несложными решениями.

Налоги

Вопрос с налогами в стартапе возникает в момент получения дохода, финансирования от инвестора, продажи услуг и выплат зарплаты сотрудникам. Самое главное, что вам надо сделать на начальном этапе — правильно выбрать систему налогообложения. Потому что позже вы уже по щелчку не перейдёте от одной системы к другой. Для этого есть определённые даты, когда можно это сделать.

На старте выгодней всего выбирать упрощённую систему налогообложения (УСН) — доходы минус расходы. Вообще, тема налогов довольно большая — точно больше, чем эта статья. Поэтому подробно о них я расскажу в следующем материале. Надеюсь, к этому времени вы уже выберите банк, заведёте персонального менеджера и подберёте тип бухгалтерского учёта для своего бизнеса. А если нет — перечитайте эту статью :)

★★★★★

Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.

Кстати, эта статья написана по мотивам десятого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.

Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!