Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Через 159 лет главной жертвой резни на Сэнд-Крик стала история

Каждому школьнику Колорадо известно о резне на Сэнд-Крик, произошедшей 29 ноября 1864 года. В тот ветреный, осенний день слабо обученные и недисциплинированные ополченцы напали на индейский лагерь у восточной границы территории Колорадо и оставили после себя 150 - 200 убитых мужчин, женщин и детей. Это событие долгое время было предметом бурных споров о том, кто или что было виновато в трагедии. Когда в 2012 году Центр истории Колорадо открыл новую экспозицию, посвященную резне Сэнд-Крик, посетителям предлагалось ознакомиться с противоположными точками зрения индейцев, солдат и ополченцев.

Экспозиция сразу же подверглась нападкам со стороны активистов из числа коренных американцев за то, что в ней не отражена исключительно "точка зрения коренных". Они потребовали "соавторства" к разработке выставки. Разразился скандал и выставка была закрыта. В прошлом году открылась обновленная экспозиция, оформленная за счет федерального гранта в размере 400 000 долларов. Центр истории Колорадо с гордостью объявил, что вся выставка была "проверена и одобрена представителями племен". Газета Denver Post восторженно заявила, что в создании экспозиции не участвовало "никаких посторонних экспертов по краеведению Колорадо, рассказывающих о том, как все произошло на самом деле".

В результате вместо серьезного исторического исследования вышел фарс. В нем племена шайенов и арапахо, члены которых были убиты в тот злосчастный день, представлены как миролюбивые аборигены, которые проводили все свои дни в молитвах Великому Духу, заботах о семье, и любовании небом. Злобные белые, желающие украсть землю индейцев и устроить геноцид, вероломно напали на них без всякого предупреждения. Вся эта история лишь доказывает необходимость "современного суверенитета" для коренных американцев, а также миллиардных компенсаций за многовековое угнетение.

Немного истории. Союзные племена шайеннов и арапахо переселились на территорию Колорадо из нынешней Южной Дакоты, спасаясь от межплеменных конфликтов, где-то в 1830-х годах. Они прожили на этих "исконно родных землях", как они называются на выставке, меньше времени, чем многие белые поселенцы. Гражданская война в США ослабила безопасность на западных территориях как раз в то время, когда произошел всплеск численности белых переселенцев. Один из двух регулярных полков, расквартированных в Колорадо был вынужден отправиться на Восток, чтобы воевать на стороне Союза.

Весной 1864 года шайенны и арапахо начали набеги на фермы, караваны поселенцев и дилижансы, обычно оставляя после себя от дюжины до двух десятков трупов. Много времени, уделяемого индейцами на "семейные заботы", уходило на гнобление пленных женщин и детей. Информаторы из числа арапахо сообщали, что их племя совместно с шайеннами заключило договор с апачами, кайова и сиу о тотальной войне против белых поселенцев. Планы были реальными, даже если подобная конфедерация так и не сложилась. Эта новость заставила чиновников Колорадо насторожиться. Похожее восстание индейцев Миннесоты 1862 года привело к гибели 700 белых поселенцев.

Попытки благоразумных людей уладить дело миром были сорваны из-за наличия непримиримых в рядах обеих сторон. В июне 1864 года арапахо убили и скальпировали всю семью белого фермера. Тела мужа, жены и их двоих детей были выставлены на всеобщее обозрение перед зданием мэрии Денвера.

Как писал в своем фундаментальном труде “Резня на Сэнд-Крик”, 1961 г., профессор Университета Центральной Оклахомы Стэн Хойг: "Убийства и шокирующая демонстрация изуродованных тел вызвали панику". С наступлением лета территория Колорадо еженедельно подвергалась нападениям индейцев, а также с набегами со стороны Конфедерации южных штатов. Люди массово покидали свои ранчо и фермы, прервалось дилижансное и местное сообщение, Денвер оказался в изоляции, а его жителям грозила голодная смерть. Всего за весну - лето 1864 года индейцы убили 208 белых.

Чтобы как-то успокоить общественность, губернатор Колорадо инициировал формирование нескольких добровольческих полков. Именно эти нерегулярные части и совершили тот ненужный рейд возмездия в ноябре. Реакция возмущенного общества была быстрой и беспощадной. Три отдельных федеральных расследования (армейское, Палаты представителей и объединенного Конгресса) были проведены в то самое время, когда у федерального правительства США было невпроворот дел с мятежным Югом "Неистовая и подлая резня", как назвало ее расследование Палаты представителей, привела к расформированию ополчения и поставило несмываемое пятно позора на их офицеров.

Резня на Сэнд-Крик, худ. Роберт Линднё
Резня на Сэнд-Крик, худ. Роберт Линднё

Однако споры о резне не утихали. В 1959 году один из практикующих юристов опубликовал книгу под названием "Боевой пастор: Биография полковника Джона М. Чивингтона”. По его словам, многие "очевидцы" трагедии меняли свои показания уже через неделю. Он сделал вывод, что федеральное расследование было вызвано стремлением к миру с индейскими племенами, а не желанием добиться справедливости и тем более правды.

Точно такой же точки зрения придерживается историк Ари Келман из Калифорнийского университета в Дэвисе в своей книге "Неуместная резня" 2013 года. В своем труде Келман проводит нить от событий 1864 года до 2007, когда федеральное правительство в угоду индейцам приравняло место резни на Сэнд-Крик к национальным паркам и установило скорбный мемориал. Сами индейские племена в этой книге изображены как организации, заботящиеся главным образом о том, чтобы вытягивать ресурсы из американских налогоплательщиков посредством репараций, захвата земель и лицензий на казино. Их "устные предания" противоречат друг другу, и именно ученые из Службы национальных парков, а не туземные прорицатели, находят в 1999 году реальное место резни. В новой экспозиции число погибших необъяснимо изменено в сторону увеличения до 230 на основании "устных историй".

Если цель новой экспозиции - вызвать возмущение и гнев у сотен школьников, которых каждую неделю проводят через выставку, то она удалась с блеском. Одна 17-летняя девушка заявила :"Я так зла на историю", ей по выходу с выставки вторили десятки школьников, скандирующих "Разоблачите Чивингтона!"

Та самая экспозиция 2022 года, источник -coloradosun.com.
Та самая экспозиция 2022 года, источник -coloradosun.com.

Однако, если цель состояла в том, чтобы рассказать правду и побудить к критическому мышлению, то этой выставке не место в общественном музее. Индейские племена сделали после резни то же самое, что и белые ополченцы, рассказав предвзятую, однобокую версию истории, наполненную жаждой мщения. Их "устные предания" - чистая выдумка, учитывая, что с тех времен сменилось 7-8 поколений, и большинство представителей племен имеют слабые генетические связи с современниками тех событий. Разумеется, когда коренные сочиняли свои басни, они не консультировались с потомками жертв индейских набегов весны-лета 1864 года.

Сегодня защитники новой выставки лепят ярлыки "апологеты" и "отрицатели" на всех, кто ставит под сомнение историчность обновленной экспозиции. Главной жертвой в этом споре стала сама история.

Статья “A Massacre of History in Colorado” от 09.12.2023, автор Брюс Гилли — профессор политики и глобальных отношений из Портлендского государственного университета.

P.S. Статья переведена и размещена не с целью кого-то оправдать или обвинить, а для того, чтобы продемонстрировать, что все хорошо в меру. Кстати, логическим продолжением Резни Сэнд-Крик стал большой набег индейцев на поселок Джулсбург о чем вы можете прочитать в моей статье, посвящённой этому событию.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.