Найти в Дзене
Радио 7 на семи холмах

История авто-транспортного акционерного общества «АвтоПромТорг»

В Москве на улице Петровка, 4 в 1920-е годы находилось правление Торгово-Промышленного Авто-транспортного акционерного общества «АвтоПромТорг». Им даже позвонить можно было по четырём телефонам. Сегодня трубку не возьмут, но формат номера уникальный (вслушайтесь): 3-70-13, 3-70-14, 3-70-15 и 3-70-19.

В 1925 году это акционерное общество выступило широким фронтом Московским автомобильным клубом и организовало Первую всесоюзную Автомобильную выставку.

Ей предшествовал Первый Всесоюзный испытательный автомобильный и мотоциклетный пробег. По окончании пробега, 24 сентября 1925 года, в Москве и была открыта первая советская автомобильная выставка, экспонатами которой стали машины, принимавшие участие в пробеге.

Молодая советская власть придавала выставкам большое политическое значение.

Так, 21 декабря 1918 года, в день первой годовщины создания Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ), открылась Постоянная промышленно-показательная выставка (ПППВ). А в апреле 1921 года было принято постановление «Об образовании Всероссийского выставочного комитета». Новое государственное подразделение, организованное при Народном комиссариате просвещения, было создано для руководства выставочным делом в России. Для организации отраслевых выставок при всех наркоматах организовали выставочные бюро, подчинённые Всеросвысткому.

Постоянная промышленно-показательная выставка работала в Москве, на Петровке, в доме 10. В 1923 году выставка занимала уже весь Петровский пассаж (5300 кв. м) и помещения в доме № 15 на Тверской улице. Выставка имела ярко выраженную идеологическую нагрузку и должна была стать «проводником производственно-технических знаний и достижений в среду трудящегося населения СССР». А рельеф скульптора Манизера «Рабочий», сохранившийся и сегодня на фасаде Петровского пассажа, стал своеобразной эмблемой выставки и олицетворял её девиз: «Опираясь на народное хозяйство, коммунизм пускает колесо новой жизни в ход».

Высший Совет народного хозяйства участвовал и в выставке автомобильной. В 1924 году совет возглавил Феликс Эдмундович Дзержинский, который считал, что через развитие автомобильной индустрии и дорожной сети возможно поднять и государство. Вероятнее всего, железный Феликс был впечатлён Роллс-Ройсом на гусеничном ходу, который был в гараже у Владимира Ильича Ленина, чтобы тот из подмосковных Горок (это усадьба в Домодедовском районе) мог в любой снегопад добраться до Кремля и вернуться обратно. Ленин, как вы знаете, первой автомобильной выставки не застал, ну и Дзержинский не увидел, как автомобильная промышленность едет победным маршем по «бездорожью и разгильдяйству». Только вот «Рабочий» Манизера всё смотрит задумчиво на прохожих и пробки на Петровке.