Найти в Дзене
История и культура Евразии

Памирские народы и таджики - разные этносы?

Памирцы и таджики - две этнические группы, проживающие в регионе Памира, который находится в Восточном Таджикистане и смежных районах Афганистана.
Памирцы - народ, который исторически проживает в горных районах Памира. Они говорят на памирских языках, которые относятся к иранской языковой семье. Памирцы известны своими традициями и культурой, которые развивались в изоляции от других регионов. Они также практикуют ислам, но смешивают его с элементами предисламской религии.
Таджики - это этническая группа, которая составляет основную часть населения Таджикистана. Они говорят на таджикском языке, который является вариантом персидского языка. Таджики проживают не только в Памире, но и в других регионах Таджикистана, а также в соседних странах. Они имеют свою уникальную культуру, которая также сильно связана с исламом и восточными традициями.
Таким образом, Памирцы и Таджики являются разными этническими группами, которые имеют свои уникальные языки, культуры и традиции, но в то же время
Оглавление

Памирцы и таджики - две этнические группы, проживающие в регионе Памира, который находится в Восточном Таджикистане и смежных районах Афганистана.

Памирцы - народ, который исторически проживает в горных районах Памира. Они говорят на памирских языках, которые относятся к иранской языковой семье. Памирцы известны своими традициями и культурой, которые развивались в изоляции от других регионов. Они также практикуют ислам, но смешивают его с элементами предисламской религии.

Таджики - это этническая группа, которая составляет основную часть населения Таджикистана. Они говорят на таджикском языке, который является вариантом персидского языка. Таджики проживают не только в Памире, но и в других регионах Таджикистана, а также в соседних странах. Они имеют свою уникальную культуру, которая также сильно связана с исламом и восточными традициями.

Таким образом, Памирцы и Таджики являются разными этническими группами, которые имеют свои уникальные языки, культуры и традиции, но в то же время они сосуществуют и взаимодействуют в регионе Памира.

Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан
Памирские и таджикские девочки в афганской провинции Бадахшан

Фридрих Макс Мюллер считал, что индоевропейцы начали свой путь именно с Памира.

Фридрих Макс Мюллер (6 декабря 1823, Дессау — 28 октября 1900, Оксфорд) — немецкий и английский филолог, религиовед, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии
Фридрих Макс Мюллер (6 декабря 1823, Дессау — 28 октября 1900, Оксфорд) — немецкий и английский филолог, религиовед, специалист по общему языкознанию, индологии, мифологии

Карл Риттер вообще считал памирские народы предками всего человечества.

Карл Риттер (7 августа 1779, Кведлинбург — 28 сентября 1859, Берлин) — немецкий географ, педагог, один из основоположников современной географической науки. Крупный специалист по древнему и новому Ирану
Карл Риттер (7 августа 1779, Кведлинбург — 28 сентября 1859, Берлин) — немецкий географ, педагог, один из основоположников современной географической науки. Крупный специалист по древнему и новому Ирану

История памирского региона

Издревле его населяли этносы, говорившие на восточно-иранских языках.

Учёные считают, что плотное заселение современного Горного Бадахшана началось в VIII-VII веках до нашей эры. Его заселяли родственные сакам праваханцы, праишкашимцы с юго-запада, родственные бактрийцам мунджанцы, родственные согдийцам ягнобцы. А также еще шугнано-рушанцы, ванджцы, дарвазцы.

Памирские народы имели активные торгово-политические коммуникации с Ферганой, Восточным Туркестаном, Индией и Афганистаном.

Памирские народы покорились Александру Македонскому. С этого периода у них начался новый этап политической истории.

  • Во многих источниках сохранились легенды о том, что Памиром и его населением в течение 2000 лет управляли потомки Александра Македонского. Потомки Александра стали называть себя не только представители Шугнана, Рушана, Ишкашима и Вахана, но и Каратегина и Дарваза, в том числе Читрал - Баходур Искандарович Искандаров
Баходур Искандарович Искандаров - Академик Академии Наук Республики Таджикистан, доктор исторических наук, профессор. Заслуженный работник науки и культуры Республики Таджикистан. Лауреат Государственной премии имени Авиценны. Видный исследователь Восточной Бухары, Памира, Гиндукуша и сопредельных стран
Баходур Искандарович Искандаров - Академик Академии Наук Республики Таджикистан, доктор исторических наук, профессор. Заслуженный работник науки и культуры Республики Таджикистан. Лауреат Государственной премии имени Авиценны. Видный исследователь Восточной Бухары, Памира, Гиндукуша и сопредельных стран

Но во II веке до нашей эры Греко-Бактрийское царство в Памирском крае разгромили Кушаны. Они образовали собственное Кушанское царство. Его активная деятельность происходила в 105-250 годах н.э.

От кушан осталось много кушанских монет, комплекс оборонительных крепостей, могильные сооружения, и языковое наследие. К последнему относят Мунджанский язык и Шугнано-Рушанскую языковую группу.

А в IV веке н.э. на Памире объявились Эфталиты. До сих пор, в одном из населенных пунктов Ишкашимского района живут памирцы, которые называют себя эфталитами. А одна долина у афганского Файзабада (афганский Бадахшан) называется Эфтал.

Эфталиты, также абделы — ираноязычные племена раннего Средневековья (IV—VI века), создавшие обширное государство, в которое входили Согдиана и Бактрия (Средняя Азия), Афганистан и Гандхара (северная Индия). В 60-х годах VI в. эфталиты были покорены тюрками Ашина. Иногда их называют белыми гуннами (на иранских языках как «Spet Xyon», а на санскрите — как «Sveta-huna»)
Эфталиты, также абделы — ираноязычные племена раннего Средневековья (IV—VI века), создавшие обширное государство, в которое входили Согдиана и Бактрия (Средняя Азия), Афганистан и Гандхара (северная Индия). В 60-х годах VI в. эфталиты были покорены тюрками Ашина. Иногда их называют белыми гуннами (на иранских языках как «Spet Xyon», а на санскрите — как «Sveta-huna»)

Танская империя в Китае также интересовалась Бадахшаном. И даже овладела Шугнаном, который называла Шицзином.

В IX веке Памирский регион попал под власть Тахиридов.

Тахириды — персидская династия, правившая в Восточном Иране в IX веке (821—873)
Тахириды — персидская династия, правившая в Восточном Иране в IX веке (821—873)

Во времена Монгольской империи памирские народы вошли в ее состав. Затем, Тамерлан также стремился покорить их земли. Окончательно их покорит сын Тамерлана - Шахрух.

После Тимуридов Памир под властью Моголистана, затем Шейбанидов, потом Аштарханидов. В конце XVIII века часть региона захватывает афганская Дурранийская держава. Другой частью владел Бухарский эмират.

А в 1895 году Бадахшан разделен между Британской и Российской империями по реке Пяндж. В состав последней вошли Рушан, Шугнан и Вахан.

Исмаилизм

В X-XII веках краем владели Саманиды, затем Гуриды.

В эти времена в регион проникает Исмаилизм.

Хотя предыстория исмаилизма тянется в глубину веков.

Еще в VIII веке до н.э. на Памир вместе с первыми общинами переселенцев проникает Зороастризм. Его первые археологические следы в виде храмовых сооружений отмечены в Шугнане.

Также в регион проникает Буддизм. Его центр находился в Вахане, где останавливались буддистские пилигримы их Хотана.

Поэтому, когда в регион пришли мусульмане, здесь они встретили довольно подкованых в религиозном плане людей. Одним из активных проповедников ислама сунитского толка в регионе был Наджм ад-Дин ан-Насафи (1067-1142 годы жизни). Вернее его ученики!

Но сунитский ислам в регионе не прижился. Здесь образовалась шиитско-исмаилитская ветвь, более свободная в вопросах веры.

Во времена тюркского владычества в Центральной Азии Караханиды, сельджуки и Газневиды преследовали исмаилитов. Это способствовало их концентрации на Памире, куда все исмаилиты и бежали.

Исмаилизм в регионе окончательно закрепил Насир Хосров.

Насир Хосров (Кубадиян, 1004 — Ямган, 1088) — персидский поэт, философ, исмаилитский деятель, путешественник и один из величайших писателей в персидской литературе. Первую половину своей жизни будущий поэт и философ провёл при дворе Газневидов, а позже Сельджукидов, занимая должность в финансово-податном ведомстве. В воз­рас­те около 40 лет пе­ре­жил ду­хов­ный кризис, ос­та­вил двор, при­нял ис­маи­лизм. Совершил семилетнее путешествие, во время которого посетил Северный Иран, Армению, Азербайджан, Сирию, Иерусалим и Палестину, несколько раз совершил паломничество (хадж) в Мекку, а также провёл несколько лет в Каире, столице Фатимидского халифата, где поближе познакомился с доктриной исмаилизма. Умер в 1072 г., по другим данным в 1088 г., в Ямгане (территория современного Афганистана)
Насир Хосров (Кубадиян, 1004 — Ямган, 1088) — персидский поэт, философ, исмаилитский деятель, путешественник и один из величайших писателей в персидской литературе. Первую половину своей жизни будущий поэт и философ провёл при дворе Газневидов, а позже Сельджукидов, занимая должность в финансово-податном ведомстве. В воз­рас­те около 40 лет пе­ре­жил ду­хов­ный кризис, ос­та­вил двор, при­нял ис­маи­лизм. Совершил семилетнее путешествие, во время которого посетил Северный Иран, Армению, Азербайджан, Сирию, Иерусалим и Палестину, несколько раз совершил паломничество (хадж) в Мекку, а также провёл несколько лет в Каире, столице Фатимидского халифата, где поближе познакомился с доктриной исмаилизма. Умер в 1072 г., по другим данным в 1088 г., в Ямгане (территория современного Афганистана)

Языки памирских народов и таджикский язык

Памирские языки твердо входят в восточноиранскую группу иранских языков. Большая часть их носителей живет в Горном Бадахшане.

А таджикский язык относится к юго-западной подгруппе иранских языков. В него входят также иранский язык и дари. Они распространены в Иране, Афганистане и Таджикистане.

Антропология таджиков и памирских народов

В антропологическом срезе таджики и памирские народы имеют индоевропейские и центральноазиатские этногенетические корни. Но у таджиков более выражены монголоидные черты.

  • В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы и густая борода - из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона

У памирских народов ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы.

  • Многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии - из путевых заметок одного из русских путешественников

Религии

Ханафитский Ислам в Таджикистане самая распространенная религия. Но 95 % населения Бадахшана исмаилиты.