Памирцы и таджики - две этнические группы, проживающие в регионе Памира, который находится в Восточном Таджикистане и смежных районах Афганистана.
Памирцы - народ, который исторически проживает в горных районах Памира. Они говорят на памирских языках, которые относятся к иранской языковой семье. Памирцы известны своими традициями и культурой, которые развивались в изоляции от других регионов. Они также практикуют ислам, но смешивают его с элементами предисламской религии.
Таджики - это этническая группа, которая составляет основную часть населения Таджикистана. Они говорят на таджикском языке, который является вариантом персидского языка. Таджики проживают не только в Памире, но и в других регионах Таджикистана, а также в соседних странах. Они имеют свою уникальную культуру, которая также сильно связана с исламом и восточными традициями.
Таким образом, Памирцы и Таджики являются разными этническими группами, которые имеют свои уникальные языки, культуры и традиции, но в то же время они сосуществуют и взаимодействуют в регионе Памира.
Фридрих Макс Мюллер считал, что индоевропейцы начали свой путь именно с Памира.
Карл Риттер вообще считал памирские народы предками всего человечества.
История памирского региона
Издревле его населяли этносы, говорившие на восточно-иранских языках.
Учёные считают, что плотное заселение современного Горного Бадахшана началось в VIII-VII веках до нашей эры. Его заселяли родственные сакам праваханцы, праишкашимцы с юго-запада, родственные бактрийцам мунджанцы, родственные согдийцам ягнобцы. А также еще шугнано-рушанцы, ванджцы, дарвазцы.
Памирские народы имели активные торгово-политические коммуникации с Ферганой, Восточным Туркестаном, Индией и Афганистаном.
Памирские народы покорились Александру Македонскому. С этого периода у них начался новый этап политической истории.
- Во многих источниках сохранились легенды о том, что Памиром и его населением в течение 2000 лет управляли потомки Александра Македонского. Потомки Александра стали называть себя не только представители Шугнана, Рушана, Ишкашима и Вахана, но и Каратегина и Дарваза, в том числе Читрал - Баходур Искандарович Искандаров
Но во II веке до нашей эры Греко-Бактрийское царство в Памирском крае разгромили Кушаны. Они образовали собственное Кушанское царство. Его активная деятельность происходила в 105-250 годах н.э.
От кушан осталось много кушанских монет, комплекс оборонительных крепостей, могильные сооружения, и языковое наследие. К последнему относят Мунджанский язык и Шугнано-Рушанскую языковую группу.
А в IV веке н.э. на Памире объявились Эфталиты. До сих пор, в одном из населенных пунктов Ишкашимского района живут памирцы, которые называют себя эфталитами. А одна долина у афганского Файзабада (афганский Бадахшан) называется Эфтал.
Танская империя в Китае также интересовалась Бадахшаном. И даже овладела Шугнаном, который называла Шицзином.
В IX веке Памирский регион попал под власть Тахиридов.
Во времена Монгольской империи памирские народы вошли в ее состав. Затем, Тамерлан также стремился покорить их земли. Окончательно их покорит сын Тамерлана - Шахрух.
После Тимуридов Памир под властью Моголистана, затем Шейбанидов, потом Аштарханидов. В конце XVIII века часть региона захватывает афганская Дурранийская держава. Другой частью владел Бухарский эмират.
А в 1895 году Бадахшан разделен между Британской и Российской империями по реке Пяндж. В состав последней вошли Рушан, Шугнан и Вахан.
Исмаилизм
В X-XII веках краем владели Саманиды, затем Гуриды.
В эти времена в регион проникает Исмаилизм.
Хотя предыстория исмаилизма тянется в глубину веков.
Еще в VIII веке до н.э. на Памир вместе с первыми общинами переселенцев проникает Зороастризм. Его первые археологические следы в виде храмовых сооружений отмечены в Шугнане.
Также в регион проникает Буддизм. Его центр находился в Вахане, где останавливались буддистские пилигримы их Хотана.
Поэтому, когда в регион пришли мусульмане, здесь они встретили довольно подкованых в религиозном плане людей. Одним из активных проповедников ислама сунитского толка в регионе был Наджм ад-Дин ан-Насафи (1067-1142 годы жизни). Вернее его ученики!
Но сунитский ислам в регионе не прижился. Здесь образовалась шиитско-исмаилитская ветвь, более свободная в вопросах веры.
Во времена тюркского владычества в Центральной Азии Караханиды, сельджуки и Газневиды преследовали исмаилитов. Это способствовало их концентрации на Памире, куда все исмаилиты и бежали.
Исмаилизм в регионе окончательно закрепил Насир Хосров.
Языки памирских народов и таджикский язык
Памирские языки твердо входят в восточноиранскую группу иранских языков. Большая часть их носителей живет в Горном Бадахшане.
А таджикский язык относится к юго-западной подгруппе иранских языков. В него входят также иранский язык и дари. Они распространены в Иране, Афганистане и Таджикистане.
Антропология таджиков и памирских народов
В антропологическом срезе таджики и памирские народы имеют индоевропейские и центральноазиатские этногенетические корни. Но у таджиков более выражены монголоидные черты.
- В наружных физиономических особенностях таджиков ясно замечаются главные черты иранского типа: они обыкновенно среднего роста, с широкими, крепкими костями; лицо их продолговатее, чем у турок. У таджиков высокий лоб, выразительные глаза, черные ресницы, густые темно-русые волосы и густая борода - из Энциклопедии Брокгауза и Ефрона
У памирских народов ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы.
- Многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии - из путевых заметок одного из русских путешественников
Религии
Ханафитский Ислам в Таджикистане самая распространенная религия. Но 95 % населения Бадахшана исмаилиты.