Найти в Дзене
История и культура Евразии

Загадочное Кушанское царство

Происхождение народа, основавшего Кушанское царство до сих по не известно в точности. Выяснено, что они говорили на иранском бактрийском языке. В то же время в царстве исповедовали буддизм, который получил распространение в Центральной Азии именно при Кушанском царстве.

Есть еще момент, на который мало обращают внимания обыватели. Кушанское царство располагалось на огромной гористой территории современной Средней Азии, Афганистана, Пакистана и Северной Индии. Как удалось основателям этого государства объединить горцев и держать их в повиновении 150 лет остается загадкой. Но видно военная сила при этом не применялась. Да и она была бы бесполезна, если даже в наше время гордых афганцев не могут покорить крупнейшие мировые державы.

Период расцвета Кушанского царства приходится на 105-250 годы н.э.

Кушанское царство с зависимыми территориями в период правления царя Канишки
Кушанское царство с зависимыми территориями в период правления царя Канишки

Кушанское царство было одним из крупнейших государств того времени и имело дипломатические связи с Римом, Парфией и империей Хань. Именно китайцы оставили наибольшее количество письменных сообщений по этому государству, называя его Даюечжи (Великие юечжи).

Основателями царства считаются ираноязычные тохары, населявшие Алтай и Жетысу (Семиречье). Возможно это было одно из племен саков. В 135 году до нашей эры тохары захватили Греко-Бактрийское царство и основали на его территории несколько княжеств.

В 50 году кушанский князь Куджула Кадфиса объединил все княжества в одно царство и скорее всего принял буддизм. На этот шаг его видно сподвигнуло большое влияние религий других народов (зороастризм, элинизм, индуизм) в царстве. С 25 года до н.э. кушанский царь перестал называться жабгу, а принял титул "махараджа" - "великий царь". Так, бывшие кочевники превратились в буддистов.

Смена религии укрепила государство и снизила влияние других этносов многонациональной страны. Главными стали буддисты-кушане.

Также, благодаря мирной политике, навеянной буддистскими священниками страна начала процветать. В период расцвета государства было выпущено очень много монет и сейчас почти у каждого серьезного нумизмата можно найти так называемые "кушанки" - монеты с изображениями кушанских царей.

Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с надписью греческими буквами «БОДДО».
Кушанская монета с изображением императора Канишки I и Будды с надписью греческими буквами «БОДДО».

Кушанское царство стало главной перевалочной базой на пути из Китая в Римскую империю, что приносило баснословные доходы.

Махараджи не прерывали связей и со степью, входя в родство практически со всей аристократией степняков. Это в какой-то мере способствовало их падению, так как находящиеся с ними в родстве канглы (предки печенегов и возможно каракалпаков) смогли захватить исконные земли кушан в Семиречье.

После этого на территории царства начали проникать различные ираноязычные племена, которые носили название эфталитов (белых гунны). Их происхождение не было гуннским, но они относили себя к гуннскому союзу племен.

Следует отметить, что миролюбие кушан позволило им длительное время мирно сосуществовать с пришлыми кочевниками. Но в конце концов авторитет кушанских махараджей сошел на нет и они потеряли власть в своем царстве, которое разделилось на множество мелких княжеств в 4 веке н.э.

Кушане остались яркой страницей истории Востока. Их успехи в градостроительстве и торговле бесспорны. Также именно они дали возможность буддизму распространиться по Восточной Азии. Не зря современные монголы считают кушан своими предками (возможно, так оно и есть).

Буддист в кушанском облачении. Матхура, II век.
Буддист в кушанском облачении. Матхура, II век.