Была одна компания, которая поставила на поток выпуск градостроительных симуляторов про события прошлых эпох — Impressions Games. Caesar (особенно тройка), Zeus, Pharaoh (с аддоном Cleopatra) — эти игры имели в себе единое игровое ядро (про него отдельно написано в Википедии, так что не буду), но имели отличия антуража и находили себе своих поклонников в 90-х и последующих годах. Ещё эта компания сделала Lords of the Realm II, а также похожий на предыдущую градостроительную тройку проект Emperor: Rise of the Middle Kingdom — правда, по-моему его уже никто и не застал.
А в 2004 году компания закрылась, тем более основной рабочий коллектив перебрался в Америку, создав там новую компанию Tilted Mill.
Вышедшие проекты получили свою любовь и поклонников — я в этом уверен, так как у Цезаря имеется open-sourse движок juilius для запуска в новом разрешении, а к Фараону недавно сделали ремейк/ремастер; правда в Стиме пишет что игра забагована и одумайтесь. В общем, поклонники есть.
Студия Tilted Mill решила перенести "свои" старые проекты в 3D-измерение и начала снова с фараона — Children of the Nile — но про неё я не буду рассказывать, так как, она визуальнее беднее (и в разы хуже интерфейсом) следующий игры, про которую я хочу рассказать. Но это не значит, что не стоит играть в 3D "фараона" — геймплей не сильно изменился, а вот количество анимаций в разы увечилось и "полетать" по городу? да посмотреть на копошащиеся 3D модельки можно — ради этого же всё и делалось. А теперь к основной игре:
Caesar IV — игра 2006 года, в которой совместили наработки предыдущего поколения и того, что успели затестировать в Immortal — от особенностей третьего цезаря "привыкайте строить объекты по четыре, так они объединятся" решили отказаться, "аура" зданий просчитывается по дистанции дороги, а не по радиусу, а ещё появилось понятие социальной радости населения — сколько разновидностей у них еды или высоки ли налоги.
И вроде пресса захвалила игру и всё такое, а на деле народу много чего не понравилось. И то что карты почти все маленькие (по сравнению с третьим цезарем) и системой рейтинга (который на деле бесполезен: да, нас пару раз за игру попросят поменять ставку налога, но это мало на что влияет — снабжайте жителей тремя видами еды и дайте им работы и творите с налогами что хотите); игра проигрывала за счёт унылых боёв (к тому моменту уже вышел rome total war) в виде отрядов, сражавшихся стенка на стенку по очереди; отсутствия какой-либо логистики (к тому моменту уже вышел stronghold 2, который имел в себе целую экономическую кампанию), и совсем приевшимся игровым ядром. Больше 30 карт с одинаковыми действиями: 1. построй рабочие районы, 2. начни торговать ресурсами, обменивая что у тебя есть на то, чего у тебя на карте нет. 3. строй виллы. Система постройки всегда сводилась к одинаковому, если игрок не ставил себе цели построить что-то уникальное — строишь по центру необходимые для удовлетворения потребностей здания и делаешь "радиальные" дороги с домами докуда позволит рейтинг. В 2023 году, на фоне Anno 1404 и тем более Anno 1800 игра максимально не представляет из себя хороший градострой.
Так зачем же мне её вам советовать? Ответ прост — это РИМ. Игра позволяет вам построить свой город в римским стиле, "полетать" по его улочкам, послушать, что говорят жители, посмотреть на анимации (а ведь их реально кто-то рисовал в 2006, тратил кучу человеко-часов), заглянуть в богатую виллу и увидеть там мартышек-посудомоек, зайти на гладиаторскую арену.
По мне, после шестой-седьмой миссии, когда появляется доступ ко всем видам зданий, нет смысла пытаться пройти игру как-либо честно, она не даст ничего нового. Просто вводите читы (разрешение на читы открывается в languagetext.xml и, по-моему, они сразу открыты уже в steam/gog версии и точно в пиратских репаках (осуждаем)), даём себе сколько хотим денег через код "denarii" и спокойно творим свой римский город. А если надоест всегда можно ударить по городу/противникам молниями или землетрясением.
Эта игра была приятна именно возможностью действительно построить. Так что открывайте сразу все карты, как надоест кампания, и выбирайте тот пейзаж, который вам нравится под стройку и вперёд. Да, за такое игра в экране статистики уровня назовёт вас "обманщиком", но кого-то реально волнует мнение игрового экрана из 2006 года? Вы ещё переоценку ему сделайте за такое!
Отдельно наверное жаль, что разработчики заделали довольно практичный редактор, позволяющий людям творить свои кампании, со звуком и изображениями — но на деле на caesarhavengames достойных буквально штуки две.
В любом случае, я рекомендую вам зайти и порадоваться постройке своего Рима. S.P.Q.R. !
Автор: Александр Прохоров
Написано специально для CatGeek и читателей Дзена. Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые интересные посты.