Маркетинговое подразделение медиа-конгломерата Cox Media Group (CMG) утверждает, что способно слушать разговоры людей через микрофоны смартфонов, умных телевизоров и другие устройства.
«Активное прослушивание»
На сайте CMG какое-то время висела такая надпись, описывающая технологию Active Listening: «Это звучит как что-то из будущего, но мы уже здесь». Сейчас страница удалена, но её копия сохранилась в Wayback Machine.
В рамках Active Listening происходят следующие действия:
- Создаются цифровые портреты покупателей на основе данных, предоставленных заказчиком о прошлых клиентах.
- Определяются наиболее эффективные ключевые слова для маркетинговой кампании.
- Настраивается отслеживание на сайте заказчика для оценки эффективности кампании.
- Прослушка включается на устройствах пользователей и с помощью искусственного интеллекта ищет ключевые слова.
- Генерируется «постоянно обновляемый» список потенциальной аудитории.
- Этот перечень используется для таргетинга рекламы на стримингах, в социальных сетях и YouTube, а также поиска в Google и Bing.
На странице сайта есть форма, через которую CMG просит потенциальных клиентов обратиться и узнать больше об услуге. Кроме того, издание 404 Media обнаружило в соцсети LinkedIn представителя рекламной компании, который прямо просил всех заинтересованных связаться с ним по поводу продукта.
Представьте, что вы можете точно таргетироваться на потенциальных клиентов, которые активно обсуждают потребности в ваших услугах в своих повседневных разговорах? Нет, это не эпизод «Чёрного зеркала». Это голосовые данные. И CMG способна использовать их в интересах вашего бизнеса.
с сайта Cox Media Group
В списке партнёров GMC указаны Google, Microsoft, Amazon и Facebook (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией).
А это законно?
На сайте CMG сказано, что сбор подобной информации «совершенно законен». Якобы из-за того, что люди часто не глядя соглашаются с условиями использования при установке и обновлении приложений. Представители Cox Media Group не ответили на запрос журналистов 404 Media, которые попросили прокомментировать ситуацию.
Другое дело, что технологии наподобие Active Listening сложно реализовать. Для хранения и обработки терабайт аудиоданных, которые поступают круглосуточно, требуется много вычислительной мощности. Рекламные компании давно освоили более простые способы отслеживания, включая файлы cookie и цифровые отпечатки гаджета. Возможно, CMG использует потоковый анализ аудио при помощи искусственного интеллекта и без сохранения исходных файлов. Но есть ещё одна преграда: актуальные версии iOS и Android оповещают о записи через микрофон ярким индикатором. Владельцы устройств давно бы заметили столь неприкрытую слежку.
Впрочем, в сети полно сообщений от обычных пользователей в таком духе: «Я упомянул товар или услугу во время разговора по телефону, а затем мне их начала рекомендовать реклама в интернете».
Что делать?
Никакой специфической тактики для защиты от прослушивания нет. Если приложение запрашивает доступ к микрофону, стоит оценить, действительно ли оно ему необходимо. В большинстве случаев достаточно варианта «Только в этот раз».
Если это по какой-то причине неудобно, можно отслеживать историю доступа программ к микрофону. В Android она хранится в разделе «Настройки» → «Защита и конфиденциальность» → «Конфиденциальность» → «Панель управления местоположением». В iOS ищите её в пункте «Настройки» → «Конфиденциальность и безопасность» → «Микрофон».
Ещё стоит взвесить риски при использовании умных колонок и телевизоров. Например, «Яндекс» и Google получают значительную долю доходов от продажи рекламы. Следовательно, им выгодно прослушивать пользователей через «Станции» и Nest. У Apple нет такой заинтересованности. Ещё подозрительны колонки от малоизвестных производителей, которые могут получать доход от продажи пользовательской информации третьей стороне.