Найти в Дзене
ГК AltegroSky

Экологи подали в суд на FAA за выдачу лицензии на запуск Starship

С одной стороны американские правительственные учреждения подвергаются критике за задержку запусков корабля SpaceX Starship из-за экологических проверок, с другой – их постоянно преследуют экологи.

В середине декабря несколько экологических групп - Центр биологического разнообразия, American Bird Conservancy, Carrizo/Comecrudo Nation of Texas, Inc., Save RGV и Surfrider Foundation - подали новую жалобу о негативном воздействии на окружающую среду запусков SpaceX Starship. Они объявили, что дополнительный иск в федеральный суд касается лицензирования запусков аппарата с базы SpaceX. Первоначальный иск против Федерального управления гражданской авиации (FAA) был подан в мае, после первого запуска Starship, состоявшегося 20 апреля.

© SpaceX
© SpaceX

В новой жалобе экологи утверждают, что FAA не смогло должным образом проанализировать воздействие первого запуска Starship на окружающую среду перед выдачей лицензии на второй запуск.

При этом процесс лицензирования включал в себя экологическую экспертизу Службы охраны рыболовства и дикой природы США (FWS) в отношении новой системы, которую SpaceX установила на площадку для предотвращения повреждений, подобных тем, которые были причинены во время первого запуска. FWS пришла к выводу, что система не приведет к значительным изменениям в окружающей среде.

Экологические группы утверждают, что работа FAA и FWS не соответствует требованиям Закона о национальной экологической политике (NEPA). FAA в очередной раз не смогло провести необходимый пристальный анализ, а FWS – должным образом не оценило ущерб, нанесенный первым запуском.

«Неспособность провести углубленную экологическую экспертизу и выдача разрешения SpaceX продолжать запускать самые большие в мире ракеты, которые постоянно взрываются, демонстрирует шокирующее пренебрежение к дикой природе и сообществам», — заявил старший юрист Центра биологического разнообразия.

В то время как экологические группы осуждают правительство за то, что оно не делает достаточно для защиты окружающей среды от запусков Starship, другие утверждают, что эти агентства делают слишком много. Второй запуск Starship произошел «после нескольких месяцев задержки, вызванной бюрократической волокитой со стороны AST, Fish and Wildlife и других агентств, вмешавшихся в этот процесс, считают в комитете по торговле. Представитель комитета утверждает, что экологические обзоры привели к «глупым задержкам», даже несмотря на то, что США конкурируют с Китаем и Россией в космических полетах.

FAA же поясняет, что экологическая экспертиза перед вторым запуском необходима «для обеспечения соблюдения NEPA» и связанных с ним экологических законов. В свою очередь NASA ведут переговоры с некоторыми агентствами по регулированию окружающей среды, чтобы убедить их в важности такой деятельности, как Starship.

Сейчас FAA контролирует проводимое SpaceX расследование второго запуска Starship.

18 ноября и ракета-носитель Super Heavy, и верхняя ступень Starship были уничтожены во время полета, Super Heavy взорвался вскоре после отделения ступени, а система прекращения полета на Starship сработала ближе к концу активной фазы полета. Ни SpaceX, ни ФАУ не предоставили техническую информацию о ходе расследования, в том числе о причинах разрушения обоих транспортных средств.

Агентство не установило график завершения этого расследования. Генеральный директор SpaceX Илон Маск публично заявил, что следующий корабль Starship/Super Heavy может быть готов к запуску до конца года, но этот запуск не может состояться до тех пор, пока не будет завершено расследование и не будет выдана измененная лицензия на запуск.