Найти тему
Тёмная Эстетика

Ретро-топ: 16 релизов тяжелой музыки 1992 года

Оглавление

Привет всем меломанам! Пока на подходе выпуск про подходящий к концу 2023 год, я предлагаю перенестись на много лет назад – в 1992 год. Если вы не первый раз на этом канале, то наверное в курсе, что ежегодные выпуски про новинки в мире тяжелой музыки – важная составляющая часть данного канала. На этот раз я решил попробовать нечто новое: сделать похожий выпуск, но вместо новинок – классика давно минувших дней.

At The Gates "The Red In The Sky Is Ours"

Открывает данный топ шведская группа которая стала родоначальником поджанра мелодичного дэт метала. Тут стоит сразу сделать сноску на то, что это очень ранние дни жанра, так что мелодэт здесь куда грубее и брутальнее чем обычно, в связи с чем данный альбом иногда ещё ассоциируется с классическим дэтом или даже с блэк металом. Иронично, что группа всю свою карьеру играющая мелодэт записала самый жесткий и экстремальный дэт метал альбом на всю шведскую сцену, по крайней мере из того что мне доводилось слышать. Шведские дэтстеры должны стыдиться! Вообщем, это как бы мелодэт на стероидах, но всё же именно мелодэт.

Burzum "Burzum"

-2

Ещё одним жанром который впервые полноценно появился на просторах тяжелой музыки в 1992 году является блэк метал. Не, поймите правильно: тема блэк метала существовала и существенно раньше, но – чтобы прям чистый представитель жанра, в окончательно сформированной форме, и чтобы полноформатный студийный альбом – до 1992 года такого не существовало. Свой год рождения блэк метал отпраздновал тремя норвежскими альбомами. С точки зрения хронологии, вторым из них является дебютный альбом Burzum, одноимённый группе. Вообще, в ретроспективе это немного странное время для Burzum: когда данный проект оценивали исключительно за его музыкальную составляющую, без оглядок на личность его единственного участника, Варга Викернеса, и всего того что он наговорил и совершил. Определённо золотая классика блэк метала и, лично для меня, Burzum был всегда наиболее примечательным альбомом данного... политически резонансного проекта.

Darkthrone "A Blaze In The Northern Sky"

-3

Второй студийный альбом и самый первый альбом в тройке первопроходцев норвежского блэк метала. Начав как дэт метал группа, Darkthrone быстро переквалифицировались и стали первыми кто успел поставить блэк метал на мировую карту тяжелой музыки (по крайней мере на уровне студийных альбомов). Альбом сырой и минималистичный, прям как весь истинный норвежский блэк метал. Склоняюсь ко мнению, что это их лучший альбом, как и лучший альбом среди пионеров блэк метала того года.

Deicide "Legion"

-4

Второй альбом легендарных американских дэтстеров. На фоне остальных ранних дэт метал групп Deicide определённо были среди наиболее стремительных и яростных, а так же наиболее чисто дэтовых групп, с наименьшим количеством рудиментов трэш метала. Legion это один из самых интенсивных и определённо самый техничный альбом Deicide, так что его можно смело назвать их лучшей работой.

Fear Factory "Soul Of A New Machine"

-5

Ещё одна историческая, инновационная работа: самый первый кроссовер индастриальной музыки с дэт металом. Вообще, Soul Of A New Machine это уже вторая попытка американцев в дебютный альбом: оригинальный альбом носил название Concrete и должен был выйти в 1991 году, но продакшен чем-то не понравился группе, из-за чего она даже судилась со звукорежиссёром (и закономерно проиграла), и Concrete впервые увидел свет только в 2000 году. Возвращаясь к Soul Of A New Machine, это достаточно интенсивный и динамичный альбом, дэт метал составляющая очевидно доминирует музыку и во многом похожа на то, как в те годы звучали Napalm Death (особенно в плане вокала). Спорным моментом на счет Fear Factory всегда был достаточно посредственный чистый вокал, но здесь его всё равно немного. К тому же, это один из самых первых метал-альбомов где используется как экстрим вокал, так и с чистый, скорее всего даже самый первый. Как на мой личный вкус, то один из немногих достойных альбомов Fear Factory.

Godflesh "Pure"

-6

Британцы Godflesh являются одними из основателей индастриального метала, а Pure – их второй полноформатный альбом. Не буду особо повторятся, так как у меня ранее уже была рецензия на этот альбом, скажу только, что Pure является моим любимым альбомом Godflesh.

Immortal "Diabolical Fullmoon Mysticism"

-7

Третий, завершающий альбом среди первопроходцев норвежского блэк метала. В отличии от Darkthrone и Burzum, Immortal тогда ещё не успели блеснуть своим фирменным, уникальным стилем, Diabolical Fullmoon Mysticism звучит более стандартно, но всё равно – это отличный альбом и классика жанра.

Marduk "Dark Endless"

-8

Не всё едино норвежским блэком, шведы тоже пытались вставить свои 5 копеек. Дебютник Marduk больше тянет на дэт метал альбом чем на блэк метал альбом, но признание Dark Endless получил именно в блэк метальных кругах, так что как-то так. Dark Endless определённо сильно отличается от дальнейшего творчества Marduk (например, своей непредсказуемостью), да и это единственный альбом с вокалистом по прозвищу Dread. Быть может Dark Endless это не совсем то, что можно порекомендовать любому рядовому блэкарю, но это определённо хороший альбом.

Master's Hammer "The Jilemnice Occultist" и "Klavierstuck" (EP)

-9

Теперь куда менее известные представители блэк метала, а именно – чехи. Дебютник Master's Hammer был очень близок к каноничному звучанию жанра, но в конечном итоге, это всё равно был альбом так называемой первой волны. А вот со своим вторым альбомом, The Jilemnice Occultist, чехи существенно обогнали время – в то время как норвежцы стали браться за эксперименты на границе тысячелетий, Master's Hammer издали авангардный блэк метал альбом аж в 1992 году. Скорее всего The Jilemnice Occultist даже был самым первым экспериментальным блэк метал альбомом. Некоторые заходят настолько далеко, что называют The Jilemnice Occultist самым первым симфо блэк альбомом, но лично у меня здешние экспериментальные и немного психоделические клавиши с симфой однозначно не ассоциируются. Это один из тех альбомов который определённо не для всех, но если вы всё же решите рискнуть, то оно вам запомниться как минимум своей непохожестью ни на что другое. Ну и сабж не является слишком уж авангардным, элементов трэш метала здесь просто навалом. Интересной находкой так же является интро альбома, где в полторы минуты понапихали мелодий чуть ли не со всего альбома. Ну и не могу не отменить, что клавишники в блэк метал группах иногда встречаются, но Master's Hammer это единственная блэк метал группа которую я знаю в составе которой есть перкуссионист.

-10

В качестве бонуса имеется ещё небольшой мини-альбом на две песни. Обе они присутствуют на полноформате, но, во-первых, это другая, существенно более сырая запись, во-вторых, здесь знакомые песни предоставлены под иными названиями. Почему-то на английском языке, хотя абсолютно все песни Master's Hammer всегда на чешском.

Nine Inch Nails "Broken" (EP) и "Fixed" (EP)

-11

Легендарного американского индастриальщика Трент Резнора и его проект Nine Inch Nails можно назвать металом с большим трудом, но с другой стороны, как раз таки здесь он был близок к металу как никогда. В 1989 году вышел дебютный альбом и Nine Inch Nails моментально взлетел в музыкальный мейнстрим, сыграв крайне важную роль в популяризации индастриальной музыки. По иронии, мини-альбом Broken должен был стать намного более экстремальным релизом чтобы сделать его менее притягательным для мейнстрима и по этому поводу релиз даже записывался в тайне от лейбла, но если с утяжелением Резнор справился, но сам Broken принёс ещё большую популярность Nine Inch Nails, а песня Wish так даже выиграла Грэмми. Если вы не знакомы с творчеством Резнора и в основе ваших музыкальных вкусов лежит метал музыка, то возможно Broken это как раз то с чего стоит начать.

-12

В том же году выходит (мини-)альбом Fixed – релиз ремиксов и, откровенно говоря, как на мой вкус, то Fixed в целом звучит более интересно чем Broken (и та же Wish в ремиксе звучит круче). В прочем, Fixed далеко не так популярен среди фанатов как Broken, возможно в том числе и потому, что в те годы этот релиз было трудно достать.

Nocturnus "Thresholds"

-13

Американцы Nocturnus являются одними из самых первых представителей прогрессивного дэт метала. При чем, я бы даже сказал, что Thresholds это их первый прогерский релиз – дебютник 1990 года был самым первым дэт метал альбомом с клавишами, но на прогрессивный метал оно всё же не тянет, в то время как к этому альбому музыка вышла за пределы строгих рамок раннего дэт метала. Помимо прочего, здесь они обзавелись новым вокалистом, чей голос весьма напоминает Макса Кавалеру.

Pantera "Vulgar Display Of Power"

-14

Откровенно говоря, внутри данного топа этот альбом уходит на последнее место, при чем с большим отрывом, но в то же самое время это достаточно любопытная и исторически важная пластинка чтобы её не упомянуть. Какое-то время Pantera были никому неинтересной группой американских школьников, пока в 1990 году они вдруг не оказались изобретателями нового жанра, грув метала, и резко ворвались в тогдашний метал-мейнстрим. Формально, это уже шестой альбом, но сама группа просит не признавать существование первых четырёх альбомов, мол пластинка 1990 года это якобы их дебютник, и тогда получается, что Vulgar Display Of Power это их второй альбом. На мой взгляд, проблема этого альбома заключается в том, что лейбл решил что этот релиз будет непременно большим хитом задолго до его выхода и ничего на это уже толком не могло повлиять. Уровень рекламы у Vulgar Display Of Power просто ошеломляющий, да и полит-корректная лирика, особенно на фоне современной репутации группы, выглядит немного несуразно и по фальшивому заказно. Тем не менее, этот альбом сыграл большую роль в развитии жанра. Более того, появление ню-метала, а затем и металкора с дэткором – всё это стало возможно благодаря зарождению грува и Pantera были одной из тех групп чье звучание заложило определённый фундамент для дальнейших развитий. Возвращаясь к самому альбому, мне кажется, что его попытка угодить всем тянет материал вниз, но всё равно, это весьма интересная пластинка. На фоне 'дебютника', музыка обзавелась влиянием со стороны хардкора, особенно в плане вокала на грани ора, в перемешку с подобием речитатива. Имеется, правда, ложка дёгтя – наитупейший трек Walk который каким-то образом стал одним из их главных хитов. История этой песни уходит к гастролям во времена 'дебютника', когда их гитарист использовал заглавный рифф для разминки. Остальные участники группы почему-то попросили его сочинить вокруг этого риффа полноценную песню, хотя как по мне, уж лучше бы оно так и оставалось на уровне разминки пальцев для гитариста. Вообщем, неоднозначный релиз, но в итоге получивший культовый статус и большую фан базу. Хотя как на мой вкус, то альбом хорош примерно наполовину.

Pitchshifter "Submit" (EP)

-15

Ещё одна британская индастриал метал группа. Выпустив дебютник в 1991 году, Pitchshifter тогда звучали практически как вылитая копия Godflesh. К этому мини-альбому они сменили вокалиста, но стилистика пока ещё всё та же. Точнее говоря, состав группы не менялся, просто произошла небольшая рокировка ролей внутри самого музыкального коллектива. Кому нравится Godflesh, однозначно стоит заценить и это тоже.

The Prodigy "Experience"

-16

Закрывают данный топ вновь британцы. Конечно же, эта группа здесь находится мягко говоря с натяжкой: это вообще ни разу не метал и даже не рок музыка, но учитывая крайне высокую популярность The Prodigy среди металистов, я всё же включу это в топ. Дебютный альбом The Prodigy сыграл большую роль в популяризации рейв музыки. К слову, в 90-ые (да и до сих пор, на самом деле) рейв в Британии крайне востребован. Более того, какое-то время в 90-ые рейв вечеринки были вне закона, а в годы пандемии массовые нелегальные рейв сходняки вернулись в Британию впервые с 90-ых. Так или иначе, я не сильно что понимаю в танцевальной электронике, но музыка The Prodigy в целом сильнее всего тяготеет к жанру breakbeat, а конкретно Experience – ещё и к rave и jungle. Брейкбит в целом похож на драм'н'басс, но отличается более сложными и менее постоянными ритмами. Помимо колоссального коммерческого успеха, исторически Experience ещё крайне важен как самый первый полноформат в некоторых из вышеобозначенных жанрах. Правда, никаких новых направлений The Prodigy не изобрели, просто в подобной музыке не было принято записывать полноформатные альбомы и The Prodigy были первыми кто эту традицию нарушил. Experience был рождением самой успешной группы в танцевальной электронике, а так же одной из самых востребованных не-метал групп внутри метал-среды.