Второй полноформатный альбом британской группы Godflesh. Формально, группа была основана в 1988 году в Бирмингеме, но по факту они существовали с 1982 года под другим названием, что делает их самой старой индастриал метал группой. Само название Godflesh появилось благодаря тому, что Броадрик где-то подхватил фразу про "музыка это голос бога", а так же потому, что их музыка "очень физическая". В отличии от американцев Ministry, музыка Godflesh не такая заводная и угарная, она скорее сильно тягучая. Насколько сильно? Достаточно сильно, чтобы по ошибке иногда их принимали за что-то типа сладжа. Godflesh скорее всего были самой первой метал группой с пониженным строем на бас-гитаре, причем иногда очень так радикально пониженным – до Drop A. Гитара же наоборот обычно в стандартном строю. Godflesh это достаточно интересная группа, есть смысл глянуть на предысторию, до того как переходить непосредственно к самому альбому.
Предыстория
Изначально группа называлась Fall Of Because и была основана в 1982 году басистом Грин и гитаристом Невилль, в отличии от Godflesh в Fall Of Because партии вокала исполнял Грин. Название Fall Of Because было взято из песни другой британской группы Killing Joke, которая в свою очередь отсылает к Алистеру Кроули и является вырванной из контекста цитатой из его "Книги Закона" – основополагающая книга оккультного течения Телема. Вскоре в группу пришел Броадрик, но тогда он выполнял роль ударника. В 1988 году Броадрика убрали из группы, но Грин и Броадрик захотели продолжать играть вместе, поэтому Fall Of Because был распущен и Godflesh был основан. В новой группе распределение обязанностей немного изменилось: Грин из поющего басиста стал просто басистом, а Броадрик взялся за вокал, гитару и программирование ударных. Большую часть своей карьеры Godflesh были дуэтом. Отдельно стоит отметить связь Godflesh с Napalm Death: Броадрик был гитаристом на их дебютном альбоме "Scum" (1987), на первой половине альбома. В связи с этим, а так же с общей немелодичностью, Godflesh какое-то время относили к грайндкору, ошибочно конечно же.
Первым серьёзным релизом этих бирмингемцев стал мини-альбом "Godflesh" (1988), однако группа тогда была на слишком андерграундном лейбле, из-за чего релиз не получил должной огласки, а за пределами Британии вообще был недоступен. Дебютный полноформат "Streetcleaner" (1989) вышел на другом, более крупном лейбле, альбом получил достаточно широкую огласку и теперь считается чуть ли не самым главным альбомом в истории становления индастриал метала. После этого группа начинает активно работать над новым материалом, значительная часть которого стала внеальбомным, большая часть этого материала попала на компиляцию "Slavestate" (1991). Основной материал стал вторым полноформатным альбомом – "Pure" (1992).
Рецензия
Можно сказать, что группа стала заложником успеха своего дебютного альбома, уже начиная со второй пластинки началось дробление фанатов на разные лагеря, кто готов принять новый Godflesh, и кто – нет. И ведь при этом нельзя сказать, что музыка Godflesh так уж радикально менялась. Не смотря на это, Pure можно считать одним из наиболее успешных альбомов группы. Этот альбом определённо выделился (железным) звуком, особенно в плане звука битов – группа говорила, что они хотели на этом альбоме жесткие, жирные биты как в хардкор хип-хопе. Треклист:
1. Spite
2. Mothra
3. I Wasn't Born To Follow
4. Predominance
5. Pure
6. Monotremata
7. Baby Blue Eyes
8. Don't Bring Me Flowers
9. Love, Hate (Slugbaiting)
10. Pure II
Альбом оказался слишком длинным чтобы его могли издать целиком на виниле, поэтому виниловая версия включала в себя только 8 треков, а полная версия альбома вышла на CD (и того, 48 минут - укороченная версия, 79 минут - полная). Здесь, конечно же, будет обсуждаться полная версия альбома. Это может удивить, но на альбоме задействовано не 2, а 4 человека: помимо завсегдатаев Грина и Броадрика, тут так же засветился Хампсон и тот самый Невилль. Хампсон выступил в роли второго гитариста на половине песен альбома ( 1, 3, 4, 8 и 10), Невилль же стал вторым гитаристом только на 9 треке.
Нельзя сказать, что на этом альбоме группа отошла от своей классической формулы '88 и '89, скорее эта формула обросла дополнительными элементами. Если '88 был просто мрачный, а '89 был тревожный и более страдальческий, то Pure скорее создаёт звуковой ландшафт, как будто ходишь по тёмным, мрачным, техногенным катакомбам в неком постапокалиптичном мире. Однако, к началу альбома это не относится, первые две песни намного более драйвовые и качающие. И если Mothra ещё более традиционна и наверное наиболее гитара-ориентированная песня альбома, то в Spire прослеживается сильное влияние хип-хопа. Mothra стала единственным синглом/клипом к альбому.
С третьего трека направление альбома резко меняется на более атмосферное и ещё менее похожее на традиционный метал. I Wasn't Born To Follow по своей структуре может напоминать внеальбомный трек Perfect Skin, только в более быстром темпле. 4-6 это пик грузняка и брутальности на альбоме, Predominance больше за счет вокала, Monotremata больше за счет бас-гитары. Между ними аккуратно помещена заглавная Pure – примерно такая же в плане настроения, но одна из менее метальных песен альбома.
Начиная с 7 трека музыка постепенно становится всё более мягкой: Baby Blue Eyes стилистически соответствует тому же уровню тяжести, но уже с более лёгким настроением, на Don't Bring Me Flowers уже не только настроение, но и сама музыка становится более лёгкой; Love, Hate (Slugbaiting) окончательно уходит в что-то между индастриалом и гитарным эмбиентом. На этом метал заканчивается, последняя Pure II – двадцати минутное полотно из гитарного / дарк эмбиента. Очень часто эмбиент песни в конце метал альбомов являются своего рода балластом, но определённо не здесь, это одна из самых атмосферных вещей на альбоме.
На сегодняшний день у группы 8 полноформатных альбомов. И в то время пока за первенство спорят дебютник Streetcleaner (наиболее востребованный и влиятельный) и третий полноформат "Selfless" (1994) (наиболее коммерчески успешный релиз группы), третье место стабильно уходит их второму альбому Pure. Как по мне, то я бы Pure поставил на первое место. Ещё не слышал их материал после реюньона (последние два альбома), но из того, что слышал – Pure это единственный альбом, где все песни реально отличаются друг от друга, не скатываясь в однообразную кашу, наиболее разнообразная их вещь. И да, как на мой вкус, звук и атмосфера тут тащат, хотя я знаю, что звук многих отталкивает. Альбом не обошли стороной и музыкальные издания: в 1992 году журнал The Wire поставил его на 18 место среди лучших альбомов года, в 2000 году журнал Terrorizer включил его в список 100 самых важных альбомов 90-ых, в 2012 году журнал Fact поставил альбом на 64 место в списке 100 лучших альбомов 90-ых, в 2015 году этот же журнал поставил альбом на 18 место в списке 40 лучших альбомов пост-метала за всё время существования жанра. Говоря о последнем: считается, будто Pure был одним из самых первых пост-метал альбомов. Я не достаточно много знаю о пост-метале, но как по мне, это видимо примерно как с Venom и блэк металом – знаменитые исполнители жанра вдохновлялись в том числе и этим альбомом, но вряд ли этого можно считать пост-металом, это всё же явный индастриал метал. Так или иначе, этот альбом принято считать частью истории пост-метала, насколько это оправданно или неоправданно не было бы.
Ну и совсем на последок: может немного не в тему, но играли ли вы когда нибудь в компьютерную игру Quake 2? Если да, то наверняка помните саундтрек, там был достаточно бодренький индастриал рок/метал. Так вот, я думаю можно сказать, что Sonic Mayhem писали свой саундтрек явно по стопам той индастриальной музыки, которая была заложена Godflesh.
#музыка #рок #метал (музыка) #обзоры музыкальных альбомов #звук