Найти тему

Возможно ли поставить спектакль с особенными детьми и что из этого может выйти

Оглавление

Чтобы предупредить недобрые вопросы по поводу слова "особенные", скажу сразу: это не из-за наигранной толерантности, а лишь потому, что название будет слишком громоздким, если напишу "с ограниченными возможностями здоровья", "особенностями развития" или "особыми потребностями". Аббревиатуры в названии - тоже неприглядны (да и статья не научная). Ну а писать прямо в лоб слово "инвалиды" - тоже не будет корректным, ведь среди воспитанников нашего детского спецучреждения есть не только официально признанные инвалиды, но и дети с нарушениями, просто состоящие на д-учете. Впрочем, хватит официоза и оправданий.

Традиции не меняются

Итак, как я уже писала, всем министерствам, придумывающим различные педагогические квесты для людей, работающих с детьми (конкурсы, фестивали, конференции и т.д.) абсолютно до лампочки, что далеко не все дети могут в них участвовать.

Например, это в порядке вещей, если в интернате для незрячих ребят прикажут организовать художественный конкурс, а в спецшколе для глухонемых - вокальный (НЕ жестового пения). Глумятся? Нет, просто "делают бурную деятельность". Грустно… ведь в таком случае слепы и глухи вовсе не дети.

А теперь о нас

Спустился как-то к нам (педагогическим работникам учреждения для детей с ОВЗ) наказ на участие в городском (а может и областном, не помню точно) "культурно-творческом" конкурсе между школами (обычными), садами, учреждениями доп.образования и т.п.

Конкурс - довольно большой, двухэтапный, с министерскими дипломами и спонсорской поддержкой.

Как всегда, наша ЗамЗама поставила перед фактом: должны спектакль. И всё! (Типа уже отписали, что "номер от учреждения - готовится").

Что за конкурс

Уж не знаю, с которой из Лун свалился оргкомитет конкурса, но построено всё было не совсем типично.

  • Во-первых, первый этап был онлайн, т.е. участники отправляли на почту видеозаписи своих номеров.
  • А во-вторых - номинации…Они-то были вполне себе штамповые: "Вместе веселей" (коллективные номера), "Сами с усами" (сольные), "Мой наставник и я" (ребенок и взрослый) и еще много других номинаций, НО!

При этом НАПРАВЛЕНИЯ в каждой отдельной номинации могли быть совсем разные: и танец, и вокал, и игра на инструменте, и художественное чтение! И вся эта "солянка" - в одной категории, из которой "компетентное жюри" (представители разных детских фондов и "шишечных" подразделений соцзащиты) выбирают лучших из лучших на гала-концерт (уже очный, на котором и вручают дипломы и призы).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А теперь - как мы готовились

Это была музыкально-комедийная интерпретация сказки Теремок, адаптированная нашим любимым руководителем театральной студии при учреждении.

Но, как часто это бывает, среди пребывающих в учреждении ребят, очень мало тех, кто может участвовать в спектакле! Даже в роли третьего дерева во втором ряду (ибо деревья не прыгают и не убегают с визгом со сцены). Детей собирали по всем отделениям, где только могли.

  • Выбрали двух более-менее сносно говорящих девочек из стационара на роль Мышки-Норушки и Лисички-Сестрички.

Я начала учить с ними слова (не такие как в книжке, а стихами!), другая коллега - танцевальные движения, а трудовик взялась за изготовление декораций.

  • Медведя и Волка - тоже нашли в стационаре. Колоритные парни 14 и 13 лет Вова (с легкой УО) и Дима (с СД). Только Вова - чуть пошире и повыше (Он-то и стал Медведем). Отлично запомнил свою задачу: напугать "зверей" и сломать складной дом-декорацию. И даже пару фраз своих запомнил (Я - дядя Мишка, давишка, ловишка).
  • Волк Дима - улыбчивый и обаятельный (как и многие ребята с СД). Внятной речи практически нет, но зато как артистично и выразительно у него получалось волчье у-у-у!
  • Лягушку - так и не нашли, ибо никто, НИК-ТО не решился взять на себя эту ужасную роль, оправдываясь тем, что жаба - существо мерзкое и отталкивающее (точнее, мамы не захотели). Ну а режиссер и не настаивала: дай бог бы собрать хоть четырех персонажей - уже хорошо.
  • Зайца нашли в отделении дневного пребывания. Обычный (сохранный) мальчик-пятиклассник с нарушением зрения.

Итак, руководитель "театралки" - за режиссера, трудовик - декорации носит-крутит, ну а я - на музыке (переключаю треки и слежу, чтобы наши артисты аппаратуру не грохнули).

И начали мы усиленно репетировать!

Готовиться к съёмкам, так сказать.

1) Медведь "слетел" первым. Как оказалось, свою задачу ломать домик он выполнял с чрезмерным усердием и… постоянством! Не только в нужном эпизоде, но и в течение всей сказки и во время всех диалогов персонажей. Ни режиссер, ни мама, ни воспитатели не могли удержать слишком сильного и широкого Вову, а уговоры - он мало празднует. В итоге, мама Вовы извинилась и попросила вычеркнуть его из списка "артистов".

А на его место встала сопровождавшая его воспитательница (тоже дама роскошная и фактурная)… да и вообще, должен же кто-то из взрослых "держать процесс" рядом с детьми на сцене, почему бы и нет.

2) Потом - похуже вышло. Заяц (наш серьезный школьник, который бы точно не подвёл), сломал ногу. А это уже большая беда, и не только для самого мальчика. У Зайки-то в спектакле и танец, и слов много. Едва ли какой еще ребенок найдется, кто за короткий срок выучит.

Посему, Зайцем стала наша физрук Стася - худенькая, мелкая, юркая девушка с мальчишеским голосом. Почти идеальный Зайка.

3) Аааа, потом (уже ближе ко дню съемок) страсти стали накаляться. Произошел конфликт между сторонами Лисички и Мышки (кстати, обе девочки из одной деревни приехали и дружили). А тут мама Мышки вдруг ни с того ни с сего вознегодовала:

- Мы вот тут подумали: а почему дочка у Лидки играет Лисичку, а моя Катенька - какую-то мышь задрипанную? Моя-то дочь намного красивее, ей больше роль Лисы подходит!

Но "Лидкина"-то и слова уже выучила, и сольный этюд. И Катенька - тоже с ролью Мышки отлично справляется (и не противится, в отличие от мамы).

В общем, что-то нашло на Катенькину маму, и… Мышку она у нас - отняла.

Но воспитательница (та, которая Медведем стала) - клятвенно обещала привести на роль Мышки своего внука Андрюшку, который очень любит выступать в любой роли, и вообще - "звезда садика" и все быстро выучит.

И действительно, на следующую репетицию Андрюшка пришел отлично подготовленным (спасибо бабушке-Медведю).

4) Но! Из-за того, что сменилась Мышь, подружка Лисичка - тоже отказалась играть. Так и сказала: "Без Кати - не буду!"

Уже понимая, что, с потерей Лисы, спектакль точно улетит в тартарары, режиссер приглашает на роль Лисы - психолога из сенсорной комнаты (хореограф по первому образованию, девушка изящная и грациозная).

5) Еще через пару дней - заболел Андрюшка, наш талантливый Мышонок (внук Медведя), на которого мы делали ставки. Жаль-жаль. И что теперь делать?

6) В общем, Мышью стала... я. Опыт играть мышей - еще с детского сада: то в "Репке", то в "Колоске", и всё из-за роста.

7) А тут и мама нашего "солнечного" Волка Димы (единственного оставшегося реального ребенка) подходит:

- Да вот, я смотрю, у вас теперь только взрослые играют. Боюсь, мой Димка будет лишним. Чего он будет бегать между вами как дурачок и "укать"? Давайте как-нибудь без него, а?

И… Волком стала трудовик, которая отвечала за декорации.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Стоп! Снято!

Прямо Санта-Барбара какая-то, ну почти! Но ведь именно так и было!

Спектакль - сделали. Видео - отправили! Только уже в другую номинацию (там, оказывается, еще была номинация "Моя работа - праздник!", где принимались как раз номера сотрудников).

Успешно! Даже на гала-концерт пригласили! Только я на него уже не попала (в больнице лежала). И КТО там играл мою Мышь - я так и не спросила. Не до того было.

Так что, дорогие читатели, пусть все Ваши авантюры приводят к успеху, и без ущерба здоровью!

А я с удовольствием буду встречать здесь верных добрых гостей и новых подписчиков.