Найти тему
Ксения Арно

И хорошее настроение

"Набережная Орфевр" (1947)
"Набережная Орфевр" (1947)

Не знаю, как у вас - а мне с каждым годом все труднее ловить новогоднее настроение.

Виноват, конечно, как и во всем остальном в моей жизни, муж.

Ему-то весь этот Новый год до лампочки: он уже пережил Рождество и сразу следом за оным мой День рождения, и теперь радостно почивает. Пока я, как бешеная белка, ношусь по магазинам в поисках годных для "русского салата" огурцов.

А предновогодняя уборка? Это ж уму непостижимо, сколько на нее уходит часов и нервов у женщины, тихо ненавидящей пылесос. Муж смотрит на это дело с флегматичностью психиатра: мол, дайте человеку спокойно сходить с ума, красиво жить не запретишь.

Почему не помогает, спросите вы? Потому что у нас с ним совершеннo разные понятия о чистоте и порядке: я не могу ровно дышать, когда вокруг хаос, а он привычно продирается сквозь разбросанные там и сям носки, сумки, книги, расчищает себе крохотный пятачок пространства, чтоб умоститься с компьютером - и вуаля.

С возрастом я начала подозревать, что он так экономит силы перед 31-м декабря, когда ему из года в год приходится смотреть "Иронию судьбы", "Карнавальную ночь" и советские новогодние огоньки в записи. Главное, дожить до вечера, когда после кутерьмы с курантами и пеплом желаний в бокалах у него во взгляде читается "как же скучно я жил до встречи с тобой, дорогая". И получить заслуженную награду: селедку под шубой и оливье.

Короче, как-то незаметно традиция превратилась в рутину.

Я перестала ждать Нового года. Он больше не сулил чудес, подарков и надежды на лучшее. Так, повод купить новый календарь и повесить на стену. Я забеспокоилась, встрепенулась и начала лихорадочно искать источники дополнительной радости. И пошла по гиблому пути усиления количества. Больше украшений, больше подарков, больше вкусной еды... Ну, вы поняли.

Пару лет это работало. Но потом стало понятно, что надо менять качественный подход к вопросу.

Каждый год я нахожу себе "крючок", который обеспечит радостный подъeм аккурат к празднику. В этом году неожиданно открыла фильм Анри-Жоржа Клузо "Набережная Орфевр". Вышел он в 1947 году и получил приз на Венецианском кинофестивале за лучшую режиссуру. В главных ролях - Сюзи Делер, Луи Жуве и молодой Бернар Блие.

Фильм относят к направлению "нуар". Но он парадоксально поднимает настроение вернее любой комедии. И дело явно не в сюжете, основанном на популярном романе "Самооборона", и даже не в великолепной, блистательной, харизматичной Сюзи Делер и ее фривольных куплетах.

Дело в Париже.

Это не тот лубочный туристический Париж, на который смотришь завороженно в фильмах Луи де Фюнеса.

Это черно-белый, холодный, послевоенный город. Где на площади Ле Аль еще торгуют снедью, снуют продавцы угля с тележками, в тесных квартирках с печурками фирмы Годанс - зябко, неуютно. А жизнь теплится, набирает силу в ночных кабаре, в бульварных театрах, на набережной Сены. Дамы упрямо продолжают рядиться в довоенные меха и шляпки, как если бы от этого зависелa судьба всего французского народа.

И все ждут праздника.

Под утро уставшие герои возвращаются домой, к елке и давно остывшему ужину. А на улицах Парижа лежит выпавший за ночь снег.

Как белая страница, на которой можно переписать все заново.

Пусть в Новом году у нас будет такая белая страница, a уж мы сочиним.

С наступающим!