В рамках исполнения государственных контрактов, законодательство строго регулирует взаимоотношения между сторонами, особенно в случае нарушения основных условий контракта. Федеральный закон №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" устанавливает обязанность Заказчика информировать Федеральную Антимонопольную Службу (ФАС) о подрядчике для включения его в "черный список" в случае расторжения госконтракта судом или по одностороннему решению при существенных нарушениях контракта.
Последствия включения в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) включают отсутствие права участия компании в государственных и муниципальных закупках на два года, а также возможное одностороннее расторжение заключенных госконтрактов в случае включения в "черный список".
Чтобы избежать попадания в "черный список" ФАС, необходимо принять следующие меры:
- Договоренность сторон: Если стороны могут договориться о расторжении контракта по соглашению сторон, это предотвратит возможность внесения в РНП.
- Односторонний отказ Заказчика: Не все случаи одностороннего расторжения контракта можно признать допустимыми. Согласно Гражданскому Кодексу РФ, Заказчик может односторонне отказаться от исполнения условий контракта до сдачи работ. Однако, отказ Заказчика должен быть обоснованным и в соответствии с установленными правилами.
При нарушении сроков выполнения работ или ненадлежащем исполнении обязательств подрядчиком, Заказчику может быть затруднительно односторонне расторгнуть контракт.
Отмечается, что ФАС обязана провести проверку информации, полученной от Заказчика, и в случае подтверждения её достоверности внести подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3 рабочих дней после получения извещения. Однако, в случае рассмотрения дела судом и антимонопольным органом одновременно, сроки могут быть увеличены.
Несмотря на отсутствие закрепленного основания для приостановления сроков проверки ФАС, антимонопольные органы ведут себя осторожно и могут назначить рассмотрение дела на более поздний срок, чтобы избежать противоречивых решений.
Подводя итог, важно помнить о следующем при досрочном расторжении госконтракта:
- Мирное урегулирование споров: Стороны должны стремиться к урегулированию споров мирным путем.
- Обоснованность отказа от исполнения условий: Односторонний отказ Заказчика должен быть обоснованным и соответствовать установленным правилам.
- Антимонопольные органы: Подрядчик может ожидать проверку информации о расторжении контракта со стороны ФАС в случае обращения Заказчика, и нужно быть готовым к проведению доказательной работы.
Определение законности досрочного расторжения госконтракта является ключевым в обеспечении защиты прав подрядчика и предотвращении возможного попадания в РНП недобросовестных поставщиков.
Кроме того, в процессе исполнения государственных контрактов часто возникают разнообразные споры, требующие квалифицированного правового сопровождения. В таких случаях важно обратиться за помощью к строительным юристам, специализирующимся на правовом обеспечении строительства и исполнении контрактов. Эксперты в области строительного права предоставляют не только консультации по вопросам законности досрочного расторжения госконтрактов, но и могут помочь разрешить возможные споры путем предоставления квалифицированной правовой защиты, выработки стратегии поведения в сложных ситуациях, урегулирования споров во внесудебном порядке или представления интересов в суде. Опытные строительные юристы способны обеспечить защиту интересов подрядчика и обеспечить соблюдение законных прав и обязанностей при разрешении конфликтов, связанных с досрочным расторжением госконтрактов.
С уважением,
Команда ЮК Право решает
Если вам наша статья помогла, пожалуйста, поставьте 👍🏻