В эфире передачи Михаил Хазин обсудил следующую тему:
Вот я в своем лице представляю простой народ. У меня большой круг общения, и это учителя, врачи, работники оборонных предприятий и так далее. И вот все мы, слушая телевизор, ловим себя на мысли, что у нас биполярное расстройство личности начинается. Потому что слушаешь телевизор, где-то что-то строится, развивается. Оказывается, средние зарплаты 69 тысяч. Это просто было такое исследование, опубликованное несколько недель назад, относительно того, что за первый полугодие 23-го года, 69 тысяч рублей, это на 16% выше, чем за год ранее.
Оказывается, учителям зарплаты повысили. И потом я смотрю на окружающую действительность и вижу полнейшее несоответствие этому. Ну, например, у моей мамы, которая в 4-й раз пошла в школу учителем работать, потому что другие, молодые, не приходят, зарплата у нее 20 тысяч рублей, полставки у нее. Сын знакомой, молодой историк, которому нравится преподавать, 30 тысяч рублей, собрался уходить. Ничего не меняется. Складывается впечатление, что по телевизору идет какое-то бесконечное вранье, которое уже раздражает. И хочется спросить: видите ли вы какие-нибудь надежды для улучшения жизни обычных людей в нашей стране? Спасибо.
Михаил Хазин:
Ну, знаете, в чем дело? Вы же понимаете, как работает наша статистика? Она работает так, чтобы начальству нравилось. А когда был создан Госкомстат Российской Федерации, он подчинялся даже не Правительству, он подчинялся Верховному Совету в 1990 году. Ровно для того, чтобы он говорил правду.
Потом его подчинили Правительству, а потом его подчинили Министерству экономического развития. И вот сейчас Росстат подчинен Министерству экономического развития, которое отвечает за экономический рост. И все сотрудники Росстата знают отлично, что если вдруг выяснится, что из их цифр получается, что Минэкономразвития работает плохо, то их всех уволят. И они потеряют льготы государственных служащих.
И у меня на глазах это было в 90-е годы, когда еще все было получше, первый заместитель Министра экономики звонил руководителю Госкомстата Юркову, которого потом посадили, и орал на него: “Ты что же, делаешь? Я уже обещал, что у нас экономический рост, а ты мне показываешь спад». Я сейчас уже не помню, о чем шла речь. Я помню только цифры. В официальном отчёте Минэкономики было плюс 0,2%, а цифра, которая пришла из Госкомстата, была минус 1%. “Тебе два часа на то, чтобы исправить цифру”.
С тех пор ситуация не улучшилась, а только ухудшилась. Абсолютно типовые варианты, вот эти цифры средние – это ставки. Там же сказано, мама работает на полставки, то есть ставка 40 тысяч. А то, что на эту ставку никого не берут или берут двух человек, об этом скромно умалчивают.
То есть, как только вы начинаете говорить о том, сколько люди получают на руки, вот тут же вся картинка меняется. Это абсолютно типовая история, как это в Соединенных Штатах Америки происходит. Читайте последний макроэкономический обзор Фонда Хазина. И вы увидите, как одна деталька может испортить всю картинку. Потому что вы так разрисовали, как все хорошо. Вот Соединенные Штаты Америки две недели назад сказали: у нас экономический рост в годовом вычислении 4,9% по итогам третьего квартала. А тут вдруг – бац! – опаньки, и не получается, не выходит каменный цветок.
Я прекрасно понимаю, что имеет место такого рода вредительство, но базой под неё были либеральные реформы. Поэтому если мы откажемся от либеральной экономической политики, станет лучше.
Не хочу сказать, что сразу станет. Или как там у Мао Цзэдуна было: три года упорной работы и 10 тысяч лет счастья. Вот так не бывает. Но тем не менее, с точки зрения здравого смысла, то, что происходит, это, конечно, полное безобразие. Но, с другой стороны, а чего вы хотите при том либеральном руководстве Министерства экономического развития, которое экономикой вообще не занимается?