В эфире радио Спутник Михаилу Хазину был задан вопрос:
Расширяют спектр современных технологий, при разработке и внедрении которых компании смогут получать дополнительные инвестиционные контракты с государством, что может также отражаться еще и в налоговых льготах, преференциях, субсидиях.
Расширено до 70 вот этих самых направлений, среди которых радиоэлектроника, фармацевтика, химическая, машиностроительная, топливно-энергетическая, металлургическая отрасли.
Вот это как воспринимать, насколько современно, насколько любопытный шаг? Или насколько, наоборот, это что-то дежурное, то, что вот просто назрело?
Михаил Хазин:
Это действительно вещь, которая может помочь. А потому что, поскольку инвестиций обычных нету, то приходится делать бюджетные инвестиции. А бюджетные инвестиции бывают двух видов.
Это могут быть прямые деньги, а могут быть разного рода льготы, преференции и так далее. У нас все наши власти разделились на две большие части. Мишустин со товарищи и кредитно-денежная часть. Денежные власти давят экономику, а Мишустин пытается ее спасать через бюджетные рычаги. Он молодец, дай бог ему здоровья.
Ведущий:
Но подобное решение будет ли пользоваться спросом, востребованностью? Потому что направления, которые упомянуты, это не такие, что вот, а давай-ка сегодня мы займемся с тобой фармацевтикой, получим от государства и преференции, и субсидии, и льготы, как здорово будет. То есть это уже ориентировано, получается, на что-то уже существующее?
Михаил Хазин:
Разумеется, конечно. Поскольку невозможно инвестировать... Ну, вот, смотрите, например, я хочу производить новый сплав. Для этого мне нужны деньги. Потому что мне нужны рабочие места, мне нужно платить зарплату. А рентабельность этого процесса 15%, поэтому брать кредиты под 25% я не могу. А тут мне дают льготы какие-то.
В результате я могу вытащить свои деньги, которые у меня есть, на этот процесс, которые образовались за счет льгот, и за счет этого инвестировать. Ну да, куда деваться. Да, разумеется, с нуля это сделать сложно. Хотя и тут есть варианты, потому что есть люди, у которых по каким-то причинам есть деньги, которые теоретически могут вот в это инвестировать в расчёте на то, что возврат будет больше, но источник этих денег не кредит.
А для того, чтобы создавать такое мощное импортозамещение ширпотреба, все равно нужны кредиты. По этой причине доля импорта в таком текущем потреблении пока сохраняется. А вот оборонка и некоторые высокотехнологичные отрасли начинают дышать.