Найти в Дзене
NOIR

Как Фридман сколотил миллиарды на «левых» схемах в России. Почему его так и не посадили за спонсирование врага после возвращения в страну

Джон Рокфеллер как то сказал, что может отчитаться за каждый свой миллион, за исключением первого. Наши олигархи далеко от американского коллеги не ушли. Они тоже не стремятся говорить о первых «сделках» и «удачных вложениях». Исключением, пожалуй, является Михаил Фридман. Он любит рассуждать о том, что построил бизнес с нуля, используя только законные методы и максимально дистанцируясь от государства. Вот только вериться в это с трудом.

Михаил Маратович Фридман – совладелец консорциума «Альфа-групп» (контролирует «Альфа-Банк» и прочие структуры «Альфа-***», Х5 Group («Пятёрочка», «Перекрёсток» и т.д.), ряд телекоммуникационных компаний (торговые марки «Билайн», «Киевстар», Turkcell и т.д.), производство минеральной воды Боржоми и питьевой воды Святой источник и пр.). Доля Фридмана в «Альфа-Групп» – более 40 %. Состояние бизнесмена на октябрь 2023 г. Forbes оценивал в 12,6 млрд USD.
Делать деньги Михаил начал ещё при Советах. Приехав в Москву из родного Львова и поступив в МИСиС, Фридман занялся перепродажей театральных билетов. Потом была студенческая дискотека и организация нелегальных концертов. Считается, что именно тогда он познакомился с будущим партнёром Петром Авеном (одноклассник Егора Гайдара, а позднее министр по внешнеэкономическим связям при его правительстве). Как это произошло, и чем мог заинтересовать Фридман Авена (который на 9 лет старше) – достоверно неизвестно.
После того как Горбачёв разрешил кооперативы, Михаил организовал дело по мытью окон. Ещё через год, совместно с товарищами, открыл кооператив «Альфа-Фото». Фридман утверждает, что занимались они продажей фотоматериалов, компьютеров и оргтехники. Но вряд ли их бизнес вырос бы в громадную корпорацию, если бы не Пётр Авен. В 1989 г. на рынке появляется новый игрок – «Альфа-Эко». Причём не просто игрок, а совместное советско-швейцарское предприятие, занимающееся экспортом металлопродукции и нефти. По всей видимости, советнику МИД СССР (каковым на тот момент был Авен) не к лицу было светиться в кооперации, а вот уже состоявшийся предприниматель Фридман на эту роль подходил прекрасно.

-2

Старт был поистине сумасшедшим, и уже в декабре 1990 г., для упрощения работы, соратники открыли «Альфа-Банк». А чуть позже «Альфа» торговала не только нефтью, но и чаем, кофе, сахаром, контролировала несколько зарубежных финансовых структур, открытых Союзом для работы со странами соцлагеря и подключилась к операциям по работе с внешними догами. И всё это исключительно «усилиями Фридмана и с максимальным дистанцированием от государства».
Но есть одно странное совпадение. Новые вершины достигаются параллельно с трудовой деятельностью одного человека. К «Альфе» он никакого отношения не имел, но зато был тесно связан с ельцинским правительством. Это Михаил Касьянов. Начав работать в правительстве, он сначала списывал долги развивающихся стран за счёт поставок чая, кофе и сахара, а затем, будучи сотрудником Минфина, составлял списки очерёдности выплаты внешних долгов и возглавлял комиссию по стимулированию экспорта. И главное, начинал Касьянов… замом у Петра Авена.
Дальше у «Альфы» тоже всё шло как-то слишком гладко: покупка по заниженным ценам «Тюменской нефтяной компании», сделка с «BP», продажа совместной компании государству, активное инвестирование нефтяных денег в прибыльные проекты и, конечно же, огромные доходы.

-3

Сам г-н Фридман, став состоятельным человеком, получил израильское гражданство и перебрался жить в Лондон. Но оказалось, что в Британии фридмановские деньги любят больше, чем самого Фридмана. Как только нашёлся повод (спе̲цоперация), против него ввели санкции и арестовали все счета.
Выкручивался бедный миллиардер как только мог. И вышел из совета директоров «Альфа-Банка», и покинул наблюдательный совет «Альфа-Групп», и делал официальные заявления. Правда, заявления были весьма осторожными, чтобы не обидеть ни наших, ни ваших.
Дошло до того, что Фридман обещал передать укр̲аинскую дочку «Альфа-Банка» государству безвозмездно, но и это не помогло. Видимо, укр̲аинское руководство решило не торговаться, а «отжать» все активы российского олигарха. На него даже дело завели о спонсировании Кремля.
Не поверили Фридману и западные друзья. Санкции не то что не сняли, а со временем усилили. Более того, в декабре 2022 г., британцы завели против Фридмана дела о мошенничестве и отмывании денег. Впрочем, через 9 месяцев они были закрыты. То ли улик не нашлось, то ли договориться удалось.
Вскоре после этого олигарх покинул Британию и вылетел в Израиль. Объяснил он это тем, что устал жить под санкциями. А возбуждение уголовного дела и проведённые обыски вообще посчитал унижением.
С Израилем Фридману тоже не повезло. Уже через неделю после его прибытия там началась своя военна̲я опера̲ция. И миллиардер эвакуировался в Москву. Как заявили потом в «Альфа-Групп», жить он планирует в еврейском государстве, но намерен часто посещать Россию.

Однако есть сведения, что переговоры о своём возвращении на родину Фридман начал 6 октября, т.е. ещё до атаки ХА̲МАС. Похоже, олигарх планировал вернуться и хотел заранее получить гарантии, что в аэропорту его не заберут сотрудники правоохранительных органов. А такое могло случиться. Ведь ходят упорные слухи, что «Альфа-Групп» в самом начале спе̲цоперации выложил на нужды ВС̅У 150 млн евро. Впрочем, миллиардер тогда подстраховался. Перевод если и был осуществлён, то от дочерней структуры консорциума. А лично Михаил Маратович тут как бы не при делах.

-4

Исходя из того, что арест Фридмана на российской земле не состоялся – договориться он сумел. И гарантии, наверняка, получил. Причём, на самом верху. Не зря же пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил:

«Фридман — гражданин РФ. Он может возвращаться, здесь жить, отсюда уезжать, как и любой другой гражданин РФ. Нет ничего необычного»

На каких условиях были заключены эти договоренности – покажет время. Но не будет ничего удивительного, если восстановлением новых российских регионов займутся компании подконтрольные обложенному со всех сторон и вспомнившему о своём российском подданстве миллиардеру. И делать они это будут максимально открыто, продолжая дистанцироваться от государства.