Часть первая - о красавцах-мужчинах, любви к брелокам и часам в поясе.
Концепция поменялась (с)
Эпиграф полностью отражает смысл этого лонгрида в 3 частях — мы все делали не так:)
То, что русскоязычные исторические танцоры называют мужским шатленом/шателеном, им не является. Слово chatelaine (англ.), châtelain (фр.):
а) появилось в 19 веке на пике популярности романтизма с его «средневековыми» замками (château),
б) является женским аксессуаром,
в) к часам отношения не имеет по практическим соображениям: золотая или позолоченная крышка часов легко оцарапается при ношении с большим количеством других предметов на цепочках.
Знакомую нам позолоченную ленту из сетки, имеющую одну подвеску, вероятно, назвали так из-за силуэтной схожести, однако и конструктивно, и по способу использования она нечто совершенно другое.
Самая полная на данный момент информация по названиям, видам и способу ношения часовых цепочек собрана в этой таблице. Если она нечитаема, дайте знать в комментариях - буду думать, как поменять форматирование.
В этой статье мы разберем только два первых периода до 1830-х годов.
Немного, буквально на век, предыстории: то, что мы называем "карманные часы", появилось около 1700 года. Женщины и мужчины носили их по-разному - женщины крепили часы к аксессуару, называемому экипаж (equipage — англ, équipage — фр.), подробнее об этом я расскажу в следующих статьях. Мужчины носили часы в кармане бриджей, называемом fob, прикрепляя их к часовой цепочке (watch chain).
Вот так выглядит этот карман — фоб (fob):
Таким образом, в 18 веке фоб (fob)— это карман, а часовая цепочка (watch chain) - то, к чему вы крепите свои часы. Тем не менее, многие музеи, особенно американские, атрибутируют часовые цепочки этого периода (и даже некоторые экипажи и шателены) как фобы (fob). Путаница усугубляется тем, что многие мужские цепочки для часов 18-го века — это даже не цепочки, а ленты, кисточки, шнуры и другие элементы:
Другие изображения "ампирных" часовых цепочек из альтернативных материалов (Дзен ограничивает ширину изображений в галерее, а музеи снимают по своим резонам, так что, увы, только так):
Шелковая часовая цепочк (скорее, плетенный шнур) с печатью, около 1770-90 гг: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/102454
Плетенная из волос часовая цепочка с заводным ключом, около 1780-1800: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/102450
Двумя наиболее распространенными мужскими аксессуарами для часовой цепочки были заводной ключ и печать. Поскольку часы нужно заводить часто, ключ удобно хранить вместе с ними, а печать прикладывалась к сургучу, которым запечатывали письма, и гарантировала некоторую защиту корреспонденции и личность отправителя — таким образом, ее тоже стоило держать при себе.
Помимо этих полезных аксессуаров и, возможно, пары кисточек для красоты, на часовую цепочку могли подвесить брелки или миниатюрные портреты (инкруаябли особенно усердствовали в количестве предметов и могли носить сразу две часовых цепочки, чтобы, так сказать, показать все брелки лицом).
«Нормальные» мужчины носили часовые цепочки в более сдержанной манере.
Долгое время самым поздним из найденных мной изображений часов в кармане пояса бриджей/брюк относится к 1828 году. Однако благодаря помощи Василия Теленкова нижняя граница была сдвинута до 1830 года.
Отдельно выделю известную гравюру с позициями ног в танцах из учебника Вилсона (1811) - она радует нас не только демонстрацией длины бальных платьев, но и совершенно уникальным изображением «ампирной» женщины с часовой цепочкой. Впрочем, об этом позже:)