Найти в Дзене
Вдумчивый сибиряк

Новосибирская область и ГК "ВИС": истории пока незавершённых концессий

Оглавление

В Новосибирске отложили сдачу четвёртого моста через Обь, возводимого по концессии группой компаний "ВИС". Журналист "Царьград Новосибирск" попробовал восстановить историю деятельности инвестора из Санкт-Петербурга в регионе.

Многострадальный четвёртый мост через Обь в лучшем случае начнёт работать в конце 2024 года – несмотря на то, что срок концессионного договора на его строительство закончился 6 декабря года текущего. Как уже подробно рассказывал "Царьград Новосибирск", группа "ВИС", к которой относится концессионер – "Сибирская концессионная компания", перенесла срок открытия объекта.

Пытаясь "сохранить лицо", группа "ВИС" собрала новосибирских журналистов, напоила их чаем с пирожками и с ветерком прокатила по недостроенному мосту. Представители прессы воочию смогли увидеть проблемы, на которые ссылается концессионер, постоянно слыша вопрос – когда мост будет построен?

Причины задержки

По сути в ГК "ВИС" заявляют о трёх. Во-первых, концедент, то есть министерство строительства Новосибирской области, нарушил сроки, отпущенные на переустройство коллектора, находящегося в зоне строительства левобережной развязки моста. Во-вторых, в проектной документации, которую одобрила Госэкспертиза ещё в 2015 году, оказались неверные сведения. Оказалось, что на выходе из тоннеля на левом берегу Оби уровень грунтовых вод на целых полтора метра выше. Строители рассказали, что при погружении свай в землю внезапно наткнулись на болото.

Не обошлось и без финансовой составляющей. В "ВИС" заявили, что в январе 2023 года Минстрой Новосибирской области "заморозил" 3,3 миллиарда рублей из 7,3 миллиарда, дополнительно выделенных на стройку из федерального бюджета. Поводом этому послужило требование концедента показать отчёты по использованию денег. Но в договоре с Федеральным дорожным агентством, через которое пришли дополнительные средства, об отчётах ничего не говорилось, парировали в "ВИС".

В итоге концессионер в 2023 году продолжил строительство за свой счёт, но в октябре заявил, что деньги закончились и стройка практически замерла.

По мнению депутата Горсовета Новосибирска Александра Бурмистрова, неоднократно им озвученному, действия группы "ВИС" нужно воспринимать как попытку "надавить" на власти региона. Депутат полагает, что Минстрой региона наконец начал требовать от строителей работать в строгом соответствии с проектом, но они не готовы отказаться от возможности экономить на материалах и технологиях возведения моста.

Сейчас в Арбитражном суде рассматриваются три иска регионального министерства транспорта к "Сибирской концессионной компании". Первый заместитель генерального директора группы "ВИС" Сергей Юдин назвал эти тяжбы "рабочим моментом".

-2

Предыстория

Идея строительства в Новосибирске платного четвёртого моста через Обь сразу же вызвала обсуждения и споры среди активной части городского сообщества. Архитекторы уверяли, что возводить мост в створе улицы Ипподромской – идея сомнительная, предлагая при этом другие варианты, в свою очередь, вызывающие смех у оппонентов. Общественников же более интересовал принцип строительства, предложенный региональным правительством, возглавляемым тогда Владимиром Городецким.

Мост решено было возводить по концессии: регион гарантировал инвестору доход в 47 миллиардов рублей за 20 лет его эксплуатации. Но если предполагаемая ежегодная выручка оказывается меньше, то недополученные деньги компенсируются из бюджета области. Такие условия неоднократно публично были названы критиками проекта "грабительскими".

Как бы то ни было, шесть лет назад, в декабре 2017 года, концессия была подписана с группой "ВИС" из Санкт-Петербурга.

Мусор

В 2016 году в Новосибирской области наконец задумались о проблеме сбора и переработки мусора. Правительство подписало концессионный договор с компанией "Экология-Новосибирск", связанной с бывшим депутатом Госдумы Валентином Бобыревым. Спустя некоторое время концессионер показал проекты двух мусоросортировочных заводов: в окрестностях сёл Верх-Тула и Раздольное.

По этой концессии "Экология-Новосибирск" должна была зарабатывать на мусоре два миллиарда рублей в год. Недополученный доход обязалось компенсировать правительство Новосибирской области. Забегая вперёд, отметим, что позже эксперты выявили в договоре существенное завышение гарантированных областью объёмов мусора, которое должно было приниматься полигонами.

Раздольненский комплекс стал причиной многочисленных митингов, пикетов и выступлений в прессе. В борьбе против него объединились политики, экологи, общественники и даже дачники.

В октябре 2017 года группа "ВИС" купила 75% акций "Экологии-Новосибирск", а в 2018 году компания стала первым в истории региональным оператором по обращению с отходами.

Кроме продолжающихся протестов, связанных с полигонами, ситуация осложнилась скандалами с перевозчиками мусора, которым оператор вовремя не выплачивал деньги. Новосибирск и крупные города региона несколько раз настигал "мусорный коллапс", когда помойки буквально оказывались завалены отходами.

В мае 2022 года концессия была досрочно расторгнута, не принеся Новосибирской области практически ничего кроме скандалов. В итоге новая концессия на строительство мусорообрабатывающих полигонов была подписана с городским предприятием "Спецавтохозяйство".

Новые поликлиники

И третья концессия, заключенная властями Новосибирской области с группой "ВИС", вызывает справедливые нарекания. В 2018 году с "Седьмой концессионной компанией"  (естественно, относящейся к "ВИС") был подписан договор на строительство и оснащение сразу семи поликлиник в разных районах Новосибирска. По условиям концессии, медицинские учреждения должны были начать принимать пациентов ещё в августе 2022 года. До сих пор ни одна из них не работает.

На момент заключения договора стоимость этой концессии составляла 7,8 миллиарда рублей. Но за годы строительства, в основном из-за подорожания строительных материалов, сумма подросла до 28 миллиардов.

С этой концессией пытались бороться депутаты Заксобрания региона, входящие в комитет по строительству. Они неоднократно с цифрами в руках пытались доказать областному правительству, что расторжение изначально невыгодной концессии позволит сэкономить бюджетные деньги и без проблем завершить стройки, но тщетно.

"Портфель с концессиями"

Сейчас, судя по официальному сайту группы "ВИС", в её "портфеле с концессиями" семь проектов, включая новосибирские. Беглое знакомство с новостями с мест строительства показало, что большинство из них возводятся без особых проблем, и концессионер обещает сдать их в положенный срок.

Например, участок Мытищинской платной скоростной дороги планируется открыть даже раньше оговоренного в концессии срока. Нынешним летом "ВИС" скорректировал проект возведения моста через Лену и его стоимость снизилась на 26% - до 130 миллиардов. Правда, работы ещё не начались.

Из Якутска сообщают, что здание строящегося по концессии Государственной филармонии и Арктического центра эпоса и искусств сдадут через год. У властей и жителей нет нареканий и к ходу возведения смарт-поликлиники в столице Якутии. Строительство моста через Калининградский залив вообще под вопросом – на это повлияла изменившаяся политическая обстановка.

Выходит, что проблемные концессионные объекты у группы "ВИС" находятся исключительно в Новосибирской области. Почему так сложилось – пока можно лишь предполагать, и у каждого эксперта может найтись своё объяснение. По всей видимости, о причинах неразберихи с концессиями "ВИС" можно будет уверенно говорить только после окончания всех строек.