В бывшей крепости Азова, рядом с популярным у туристов Пороховом погребом, стоит церковь Азовской Богоматери (1995-2015) удивляет неканоничностью облика... а также тем, что её тёзка стоит на другом конце города (кадр ниже).
Дело в том, что это храм не РПЦ, а РИПЦ - Русской Истинно-православной церкви, которой Азов стал важнейшим оплотом - ещё тут есть духовное училище и несколько приходов в станицах. История же её восходит к катакомбникам. Само собой, имеется в виду не катакомбная культура, существовавшая в этих степях 5000 лет назад, а Катакомбная церковь - так, по аналогами с ранними христианами Рима, назвали себя общины, не принявшие в 1927 году сергианства, то есть примирения Церкви с красным "царством Антихриста".
Так и жили они полвека, тайно собираясь в частных домах и порой подвергаясь репрессиям, и вот в 1981 году в Советский Союз приехал по туристический визе сын белоэмигрантов, французский монах Варнава (Прокофьев). Отнюдь не фрески Рублёва смотреть: чуть ранее он был тайно рукоположен в епископы Русской Православной Церкви за Границей, а в России ждал его катакомбный монах Лазарь (в миру Фёдор Журбенко), которого рукоположил уже он. С особой миссией: считая сергианство ересью, настоящее русское православие они видели только в "зарубежниках" и "катакомбниках", а потому - решили их объединить.
В 1990-х Лазарь и Варнава ходили на митинги "Памяти", готовили "альянс быстрого реагирования" для защиты катакомбных приходов уже от сергиан, да и с Зарубежной церковью понемногу начинали враждовать, когда та взялась без их участия открывать в России новые приходы. В итоге объединились к 2007 году РПЦ с РПЦЗ, от которой Истинно-православная церковь (учреждённая в 1998 году) в 2001-м откололась окончательно.
Сильнее всего её позиции закономерно оказались в былых оплотах "белых" - я прежде видел храмы РИПЦ в Омске и Oдecce, но больше всего последователей она нашла среди казаков, на землях которых была создана Кубанская и Черноморская епархия.
Подозреваю, немалая часть истинно-православной паствы участвовала в сборах пожертвований на памятники Шкуро и Краснову: против коммунистов катакомбники оказались готовы дружить с кем угодно, кроме разве что чёрта. Например, с yкpaинcкими нaциoнaлиcтaми, полностью приняв все их антисоветские мифы, что и вылилось после 2014 года в фатальный внутренний раскол.
Но в церкви - уютно и светло, и со своим странным силуэтом да иконостасом, более похожим на ретабло, она являет собой уникальный памятник альтернативно-православного русского зодчества.