Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Здравствуйте, я ваша тетя" (СССР, 1975) и "Зеленый фургон" (СССР, 1983): разные фильмы, разные мнения

Здравствуйте, я ваша тетя. СССР, 1975. Режиссер и сценарист Виктор Титов (по мотивам пьесы Брэндона Томаса "Тётка Чарлея". Актеры: Александр Калягин, Армен Джигарханян, Михаил Козаков, Олег Шкловский, Михаил Любезнов, Тамара Носова, Татьяна Веденеева, Татьяна Васильева, Галина Орлова, Валентин Гафт и др. Премьера на ТВ: 26 декабря 1975.

Режиссер Виктор Титов (1939—2000) поставил двадцать полнометражных игровых фильмов и сериалов (среди них – «Ехали в трамвае Ильф и Петров», «Здравствуйте, я ваша тетя!», «Открытая книга», «Адам женится на Еве», «Отпуск за свой счет», «Жизнь Клима Самгина» и др.), но главной популярной у массовой аудитории была, конечно, комедия «Здравствуйте, я ваша тетя!».

Культуролог О. Осиновская считает, что фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» «пронизан идей карнавала с самых первых кадров. Ощущение карнавальности рождается благодаря черно-белому псевдодокументальному вступлению, а затем поддерживается на протяжении всего фильма гротесковой, стереотипизированной природой персонажей, которые больше похожи на маски, чем на реальных героев. В этом советский фильм близок американской комедии «В джазе только девушки, или «Некоторые любят погорячее», в которой также нет стремления сделать героев, особенно главных, близких реальности. В основном комическое при кросс-гендерном переодевании основано на четком следовании стереотипам, правилам мужского и женского поведения, а также намеренном их нарушении. Это касается не только невербального поведения (вздохи, кокетство, показная скромность, а также курение сигары и употребление крепких напитков и т.д.), но и вербального (намеренное повышение тона голоса, стремление избегать вульгаризмов и ругательств в «женской» речи, а также несогласованность в роде словосочетаний и т.д.)» (Осиновская, 2008: 263).
Впрочем, обычные зрители, как правило, не склонны погружаться в проблемы гендерных стереотипов и их нарушений, а просто живо реагируют на комическую составляющую фильма и яркие актерские работы Александра Калягина, Армена Джигарханяна, Михаила Козакова и других актеров.
Как мне кажется, Виктор Титов смог удачно стилизовать свой фильм под жанровые особенности комедии Великого Немого и его чаплинские традиции. И фильм «Здравствуйте, я ваша тетя» и сегодня, спустя почти полвека после премьеры вызывает интерес у зрителей разных поколений:
«Обычно я не имею привычки исступленно пересматривать по сто раз одни и те же фильмы. Но удержаться от очередного просмотра «Тети» не могу никак! Вообще, хороших комедий, в моем понимании этого слова, крайне мало, а жанр этот я чрезвычайно люблю, поэтому создателям этого фильма благодарна за огромное удовольствие, неизменно доставляемое им. Да, с точки зрения режиссуры тут нет ничего особенного, и операторская работа не поражает воображения, но — но!, здесь этого совершенно не требуется, это просто очень смешное зрелище, влегкую (как и требует жанр) разыгранное нашими любимыми актерами. … возникает ощущение необыкновенного удовольствия, с которым это все игралось, ни тебе социальных героев, революционеров и прочая, а просто душеподъемное, позитивное действо на радость и зрителю, и самим актерам, во всяком случае, я именно так это чувствую!» (Валерия).
«Этот фильм, мне кажется, вне времени. Я смеюсь от души и верю увиденному на все сто процентов. Английский юмор с оттенками русского веселья, великолепная неподражаемая гротескная игра актёров — Калягин из Бразилии, где много-много диких обезьян, Джигарханян в костюме—пижаме, старый солдат Козаков с разбитым сердцем, вечно «трезвый» и невозмутимый Гафт — это кино не устареет никогда и всегда будет радовать любого зрителя с чувством юмора» (Василий).
«"Здравствуйте, я ваша тётя!" — культовая комедия, кто бы что ни говорил об атмосфере на съёмочной площадке (далеко не все фильмы снимаются легко и просто, как кажется — глядя на конечный результат съёмок). Фильм этот любим зрителям и приносит радость и наслаждение от блестящей актёрской игры, музыки, режиссёрского и операторского таланта, и всего, из чего складываются настоящие, культовые киноленты» (Борис).

-2

Киновед Александр Федоров

Зеленый фургон. СССР, 1983. Режиссер Александр Павловский. Сценарист Игорь Шевцов (по мотивам одноименной повести Александра Козачинского). Актеры: Дмитрий Харатьян, Александр Демьяненко, Борислав Брондуков, Александр Соловьёв, Регимантас Адомайтис, Константин Григорьев, Эдуард Марцевич, Виктор Ильичёв, Екатерина Дурова и др. Премьера на ТВ: 28 декабря 1983.

Режиссер Александр Павловский (1947—2018)
поставил два десятка полнометражных игровых фильмов и сериалов («Ар—хи—ме—ды!», «Трест, который лопнул», «Зефир в шоколаде», «Земский доктор» и др.), но самый известный из них, конечно, «Зеленый фургон».

В эту экранизацию вошли почти все сюжетные линии повести Александра Козачинского (1903—1943).
Бывшего гимназиста, ставшего начальником милиции, играет здесь чрезвычайно популярный в 1980-х актер Дмитрий Харатьян. А его помощника — несравненный Борислав Брондуков (1938—2004). Их дуэт выглядит на экране весьма комично, особенно в плане борьбы с самогоноварением и конокрадством...
Закадровый голос Армена Джигарханяна (1935-2020) придает всему действию фильма ироничный колорит, в том время как песни Максима Дунаевского в исполнении Харатьяна звучат романтически наивно.
Мне повезло, я был немного знаком с Александром Павловским, и он на одном из болшевских кинематографических семинаров увлеченно рассказывал мне занятные подробности съемок этого, теперь уже, легендарного фильма. В частности – о том, что «Зеленый фургон» изначально очень хотел снять Владимир Высоцкий (и, скорее всего, снял бы, если бы не ушел из жизни в 1980-м). И как не прошли кастинг на главную роль Володи Патрикеева Леонид Ярмольник и Станислав Садальский. И что Дмитрия Харатьяна он запомнил по «Розыгрышу» и подумал, что именно такой поющий молодой актер нужен ему в «Зеленом фургоне»… О двух других “Зеленых фургонах» (1959 и 2019 годов) можно прочесть здесь:
https://zen.yandex.ru/media/filmhistory/tri— zelenyh— furgona— 5e077c9a16ef9000ac18f62e
Константин Поздняков считает, что «экранизация Павловского больше соответствует книге. Авторы фильма бережно отнеслись к основным персонажам повести: Володя, как и в произведении, пытается поучать своих напарников, Шестакова и Грищенко, хотя зрителю становится ясно, что оба «подчиненных» «раскусили» бывшего гимназиста; диалоги Патрикеева и Красавчика также соответствуют их отношениям в произведении. Правда, финал не лишен трагизма: в отличие от повести, Шестаков погибает во время облавы на Червеня но и это изменение не выглядит чрезмерно вольным обращением с текстом, поскольку становится дополнительной и убедительной причиной для ареста Володей струсившего Грищенко (который, видимо в силу классового происхождения, не был наказан в фильме 1959 года). Еще одно верное решение Павловского – это дать в фильме эпизоды, когда герои наслаждаются жизнью, то вспоминая о футбольных матчах, то купая коней. В этих моментах очевидно наслаждение мирным существованием, противопоставленным окружающему хаосу» (Поздняков, 2017: 123-124).
Мнения сегодняшних зрителей об этой экранизации «Зеленого фургона» порой полярны.
«За»:
«Сколько бы ни смотрела, всегда смотрю в предвкушении радости, удовольствия. Чудесный фильм! Обожаю Б. Брондукова, замечателен А. Демьяненко, хорош Э. Марцевич, конечно, Д. Харатьян и маленькая роль Е. Дуровой тоже заметна. Интересно, трогательно, смешно — с какой— то щемящей грустинкой и добротой» (Людмила).
«Фильм замечательный! Актеры супер!» (Анна).
«Очень люблю этот фильм, увидела премьеру молоденькой девочкой, и он мне просто в душу запал» (Т. Родионова).
«Против»:
«Фильм куда менее интересен, чем книга. Книга веселая, а в фильме нагнали серьезной "пурги"… Кто не читал книгу, для того фильм сойдет, для того, кто читал, увы...» (Алекс В.).
«Глуповатый фильм, не отражающий реалии тех лет. Главный герой носит современный пиджак и футбольные бутсы (это в 1920 году!) Крестьяне сытые, ленивые, без страха в глазах, переводят картошку на самогон. … Фильм— сказка» (Д. Отехин).

Киновед Александр Федоров