Визит к Минотавру. СССР, 1987. Режиссер Эльдор Уразбаев. Сценаристы Аркадий Вайнер, Георгий Вайнер (по собственному роману). Актеры: Сергей Шакуров, Анна Каменкова, Владимир Самойлов, Ростислав Плятт, Александр Филиппенко, Валентин Гафт, Михаил Пуговкин, Лаймонас Норейка, Лев Борисов, Григорий Лямпе, Светлана Харитонова, Марина Левтова, Валентин Никулин, Нина Меньшикова и др. Премьера на ТВ: 9 ноября 1987.
Режиссер Эльдор Уразбаев (1940—2012) поставил 15 полнометражных игровых фильмов и сериалов, три из которых («Транссибирский экспресс», «Смотри в оба», «Инспектор ГАИ») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент. Детектив «Визит к Минотавру» был, наверное, самым популярным его телефильмом.
Действие «Визита к Минотавру» разворачивалось в разных столетиях, и интрига заключалась в поисках украденной скрипки Страдивари…
Александр Беззубцев—Кондаков отмечает, что «в последнее десятилетие существования Советского Союза на экраны вышел целый ряд фильмов, объединенных темой «смешения эпох»: это и «Гостья из будущего» П. Арсенова (1985), и «Визит к Минотавру» Э. Уразбаева (1987), и «Зеркало для героя» В. Хотиненко (1987), и «Вход в лабиринт» В. Кремнева (1989). В этих фильмах нашло отражение ощущение зыбкости времени, исторического провала между дряхлеющей советской империей и новым общественным строем, который в муках рождался с середины 80— х годов. Для советских людей время перестало быть монолитным, потеряло форму и стало текучим, а прошлое оказалось противоречивым…» (Беззубцев—Кондаков, 2011: 131-132).
Мнения сегодняшних зрителей о «Визите к Минотавру» в основном весьма позитивны, это касается не только работы режиссера и сценаристов, но и актерских работ Сергея Шакурова, Анны Каменковой, Ростислава Плятта, Александра Филиппенко, Валентина Гафта и др.:
«В этом фильме мне очень понравилось, именно удачное сочетание криминальной и исторической линии. … Старики играют выше всяких похвал. … Михаил Иванович Пуговкин, вообще, сыграл, по-моему, свою лучшую роль… Сцена допроса мастера Мельника прокурором Уваровым — просто эталон актёрского мастерства двух прекрасных актёров Михаила Ивановича Пуговкина и Владимира Яковлевича Самойлова. Это не просто классическое противостояние "преступника и полицейского", это спор двух мировоззрений. … Отличное, классическое кино 80-х» (Андрей).
«Хочется отметить отменную игру Шакурова. Вот он — женский идеал настоящего мужчины. … Бесподобны паузы у Шакурова, взгляд его глаз. Там все — и триумф победы, и растерянность, и нежность по отношению к любимой женщине. Супер—актер! … Обалденно играет Филиппенко, особенно в одной из последних сцен с камертоном, когда уровень актерской игры просто зашкаливает — от роли запуганного человечишки до гигантского монстра— минотавра. Особые чувства вызывает исполнитель роли Гварнери — Николай Денисов: просто сказочно, тонко чувствительно и пробирает до слез» (Рейнмуд).
«Фильм очень люблю, непременно смотрю всегда. Вот где прекрасный сценарий и отменнейшая игра актеров делают свое дело, ведь убери все это, получился бы обычный, непримечательный детектив. Сценарная же отработка, великолепные диалоги делают этот фильм действительно особенным в своем жанре. Чего стоят монологи Плятта — Амати!» (Лика).
Но есть и критические мнения, упреки в том, что «излагая «историческую часть сюжета», авторы сильно перешли границу дозволенного, которую можно объяснить «художественным вымыслом». … за такие фокусы вполне можно быть привлечёнными к ответственности (за) слишком вольную трактовку биографий известных исторических лиц. … Думаю, что «задумка» самого преступления и само его исполнение – продуманы не до конца: преступник, который на каждом шагу забывает про улики…» (Сергей).
Киновед Александр Федоров
Возвращение Будулая. СССР, 1985. Режиссер Александр Бланк. Сценаристы: Александр Бланк, Наталья Калинина, Александр Марьямов, Анатолий Калинин. Актеры: Михаил Волонтир, Клара Лучко, Алексей Никульников, Ольга Жулина, Иван Лапиков, Иван Рыжов, Леонид Неведомский, Нина Русланова, Виктор Гоголев, Матлюба Алимова, Ариадна Шенгелая и др. Премьера на ТВ: 25 марта 1986.
Режиссер Александр Бланк (1938—2000) поставил восемь полнометражных фильмов и сериалов. Предпочитая работать на телевидении, он запомнился массовой аудитории по «Цыгану» и «Возвращению Будулая».
Приступая к экранизации мелодраматического романа Анатолия Калинина «Цыган» (продолжение назвалось «Возвращение Будулая»), Александр Бланк хорошо понимал, что соперничает с «Цыганом» (1967) Евгения Матвеева. И здесь очень важен был выбор актера на главную роль, который смог бы затмить харизматичного матвеевского цыгана, столь понравившегося зрителям. Выбор Бланка оказался снайперским: Михаил Волонтир (1934—2015) полюбился массовой аудитории (особенно, конечно, женщинам) с первых же кадров сериала.
Сегодняшние представители старшего поколения по— прежнему в восторге от этой дилогии Александра Бланка:
«Фильм, любимый с детства! Такой светлый, чистый, искренний, хотя несправедливости и жестокости хватает более чем. Но всё равно он оставляет надежду, веру во что— то хорошее, что обязательно должно случиться в жизни! Актёры подобраны просто замечательные, как главные, так и второстепенные. И музыка незабываемая! И песни, бередящие душу!» (Варвара).
Правда, некоторые зрители находят здесь отчетливые параллели с «индийским кино с мексиканской добавкой»: «Сеансы телепатии Клавдии и Будулая вызывают улыбку. Но когда уже у героя случилась амнезия, то меня разобрал хохот. Все атрибуты мыла налицо. И потом такой там страаааашный бандит до кучи, его в последней серии главный герой героически ловит. Ну, понятное дело, этот «мексиканский» сериал пользовался у советских зрителей большой популярностью» (Елефан).
Киновед Александр Федоров