Для поляков Тадеуш Костюшко – национальный герой. Герой он не только для поляков. Костюшко – почётный гражданин Франции, герой Войны за независимость США. Его имя овеяно легендами, но мало кому известно имя Фёдора Ильича Лысенко – скромного русского офицера из малороссийского казацкого рода, пленившего Костюшко.
В рядах Харьковского гусарского полка, переименованного вскоре в легкоконный, Лысенко прошел всю русско-турецкую войну 1787-I79I, участвовал во взятии войсками Потемкина Очакова, Аккермана, Бендер и Кили, в сражении при Матчине, проявляя в бою неизменную храбрость.
Когда началось польское восстание, Харьковский полк находился в составе русских войск, стоявших гарнизоном в Варшаве. В марте 1794 года Костюшко провозгласил начало всеобщего восстания. В апреле армия повстанцев под его командованием разгромила у местечка Рацлавицы небольшой русский отряд под командованием генерала Тормасова. Эта легкая победа послужила сигналом для заблаговременно подготовленного восстания в Варшаве.
Разрозненные и внезапно атакованные русские войска были захвачены врасплох и оказались в западне. Началась жестокая резня. Русские оборонялись с отчаянием обреченных. Харьковский полк потерял ранеными и убитыми почти 200 человек, в том числе командира полка, а также все полковое имущество — обоз, канцелярию и казну.
Но большая часть полка все, же сумела вырваться из Варшавы и соединиться со спешащими на помощь войсками из отряда генерала Ферзена.
Спустя полгода, в сентябре 1794 года, у местечка Мацеевице именно этот отряд нанес сокрушительное поражение повстанческой армии Костюшко.
Федор Лысенко, получивший уже к этому времени за храбрость первый офицерский чин корнета, «при разбитии мятежнического корпуса храбро поступал и несколько неприятелей своеручно срубил», беспощадно мстя за убийства однополчан. Но главным его подвигом стало пленение вождя повстанцев.
«Начальство разрешило корнету Лысенко начать «охоту» на Костюшко. И под конец сражения, когда русские войска занялись преследованием спешно ретирующихся мелких отрядов уцелевших повстанцев, «охотник» наконец настиг свою жертву. Издалека заметив главнокомандующего, Федор Ильич пробился к нему, а потом «гнавшись за ним, дал саблею две раны по голове, взял в плен помянутого польскою Революциею начальника Костюшку».
Уже в русском лагере "придя в себя, Костюшко изъявил желание видеть того героя, которому удалось его пленить. Перед ним предстал молодец-корнет, правда, уже не первой молодости — ему тогда было 43 года, — но мужественный на вид, красавец собой, силач, положивший на месте половину бывших с диктатором поляков. Не совестно было бы никому попасть в руки такого гиганта, и Костюшко только молча пожал руку своему победителю".
Известие о пленении Костюшко полностью деморализовало повстанцев и предрешило судьбу восстания в Польше. Вскоре войска Суворова штурмом взяли предместье Варшавы — Прагу, после чего сдалась и столица. Федор Лысенко в этих последних боях вновь отличился, получив золотой крест «За прагскую штурму».
Федор Ильич Лысенко заработал еще немало наград. Он отважно сражался с французами в Отечественную войну 1812 года, был в зарубежной кампании, участвовал в сражении под Бауценом и грандиозной «Битве народов» под Лейпцигом, в составе Харьковского полка в авангарде русских войск брал Париж… В отставку он уволился в 1816 году, ослабев от ран и старости.
Костюшко мечтал о восстановлении Великой Польши от Риги до Одессы. Наверное, в том, что и Рига, и Одесса были избавлены от этого, есть немалая заслуга скромного русского солдата Фёдора Лысенко.
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
Член Союза писателей России