Сначала немного предыстории. Более года назад (5 декабря) серьёзные, приводящие к массовым отключениям всего подряд и, в частности, АЭС, атаки на украинскую энергосистему прекратились. После этого вёлся, можно сказать, беспокоящий огонь и иногда – показательные удары типа Бурштынской ТЭС или киевской ТЭЦ-5. В середине марта закончились и такие удары. Украинская энергосистема получила передышку перед казалось бы неминуемой второй серией.
Почему удары производились так, а не иначе, я уже предполагал – если коротко, то основными задачами ударов были: 1) понижение общего потенциала украинской энергосистемы (посредством выбивания генерации и особенно автотрансформаторов 750/330 и 330/110(150) кВ), 2) подъём морального состояния российского населения (после отступления из-под Харькова (а потом и Херсона), ударов по Крымскому мосту и подрыва Северных потоков, оно очевидно в этом нуждалось), 3) снижение риска эскалации в районе Приднестровья. Исходя из этого, следующим предположением было то, что вероятность повторных ударов прямо зависит от повторного наличия этих же факторов. Однако: 1) украинская энергосистема за весну, лето, да и осень, ничего особенного не показала, 2) разрекламированный контрнаступ с треском провалился, что, естественно, благотворно сказалось на настроениях в обществе, 3) вокруг Приднестровья, несмотря на активность НАТО в Молдове, пока всё-таки тихо. И ударов – не последовало.
Естественно, украинские энергетики занимались текущим ремонтом даже между сериями ударов, иначе ситуация была бы совсем плачевная. Однако серьёзные повреждения, типа энергоблоков или автотрансформаторов/генераторных трансформаторов (при отсутствии поблизости резерва), требуют для нормального весьма продолжительного времени.
С восполнением потерь трансформаторов/автотрансформаторов дела обстояли не очень: 1) собственное производство на Украине, можно сказать, отсутствует, да и в лучшие времена с такими объёмами вряд ли справилось бы, 2) поставить из-за границы – затруднительно в силу слабой распространённости классов напряжения 330 и 750 кВ. Подобные случаи в течении года носили практически единичный характер.
Предположительно, больший эффект могла принести перевозка автотрансформаторов между подстанциями внутри Украины, однако, думаю, что этот вариант учитывался при определении целей ударов.
Трансформаторы всё-таки (особенно генераторные и автотрансформаторы 330/150 кВ) имеют ряд ограничений по возможности замены: по мощности, по номинальным напряжениям и по менее значимым характеристикам.
У энергоблоков дела обстояли, как ни странно, получше. Естественно, при попадании в рабочие механизмы энергоблока (паровую турбину или турбогенератор) последствия для них будут весьма плачевные, чреватые весьма продолжительным ремонтом.
Особенно если застать его в работе. Напомню, что турбина и ротор турбогенератора – это многотонные конструкции, жёстко связанные между собой и вращающиеся со скоростью 3000 оборотов в минуту.
Однако падение нагрузки в довоенной Украине (в 1992 году было произведено 252,5 миллиарда кВт*час, в 2020 – 147,0 при том, что установленная мощность даже выросла примерно на 2 ГВт) привело к тому, что большое количество энергоблоков (особенно ТЭС - как самых дорогих в свете энергетической политики Киева) было просто выключено или выведено в продолжительный ремонт. В результате образовался резерв, как оборудования, так и самих энергоблоков. Соответственно, украинские энергетики даже имели выбор по части ремонта: либо чинить то, что было незначительно повреждено в результате атак, либо то, что до ударов и так не работало.
И всю весну и лето они их чинили…
Результаты ремонта стали проявляться в сентябре: 07.09.2023 был зафиксирован первый суточный экспорт электроэнергии – 6,5 ГВт*час.
Дневной экспорт в виде единичных случаев бывал и ранее, однако это можно списать на летнее падение нагрузки и, наоборот, хорошую работу солнечной генерации.
В результате первая декада сентября завершилась с итоговым профитом – 9,0 ГВт*час. Далее экспорт ещё вырос:
2 декада – 42,2;
3 декада - 41,1;
Но уже в октябре начал снижаться:
1 декада октября – 8,5;
2 декада – 26,3;
3 декада – 11,6.
Отремонтированные блоки – не бесконечны, и в начале ноября случился баланс между генерацией и растущей нагрузкой.
Отмечу, что осень – это время падения выработки СЭС (банально укорачивается световой день и портится погода), а потом и ГЭС (после осенних дождей приходит зимний межень).
А после этого, с падением температуры (и соответствующим ростом нагрузки) экспорт сменился на импорт:
1 декада ноября – 1,4;
2 декада – 11,6;
3 декада – 18,8;
1 декада декабря – 45,3;
2 декада – 78,3;
3 декада (по 28.12 включительно) – 115,2.
В ноябре на помощь украинской энергосистеме пришёл, как ни странно, всемогущий Путин, наслав на неё последовательно несколько ураганов и прочих неприятностей.
Всякие так украинские колдуньи, естественно, не при делах, на такое способен только реально всемогущий человек.
Непогода в первую очередь бьёт по распределительным сетям 0,4-10-35-110 кВ, то есть по нагрузке, и только во вторую очередь по генерации (по СЭС и ВЭС). Таким образом, она способствует балансировке украинской энергосистемы.
Этой же балансировке так же способствуют постоянные удары по прифронтовому потреблению, в частности, по Кураховской ТЭС. Казалось бы генерация ж должна страдать, однако судя по тому, что результатами обстрелов являются отключения только в самом Курахово, то можно сделать вывод, что под раздачу попадает автотрансформаторы 110/35 кВ и/или ОРУ 35-110 кВ. То есть целью ударов является обесточивание прифронтовой полосы, где хватает военных потребителей электроэнергии.
А страдания от непогоды магистральных ВЛ хорошо описывает один снимок:
Фактически оборвался один из проводов расщеплённой фазы в шлейфе анкерно-угловой опоры. Для ремонта: минимум – «буханка» с водителем и монтажником, по возможности – подъёмник с водителем-оператором и тем же монтажником.
Интересно, что этот снимок напоминает существующую ситуацию в украинской энергосистеме. Линия (как и энергосистема) вполне работоспособна, но:
1) Не может работать на полную нагрузку – иначе оставшийся провод просто перегорит;
Как и украинская энергосистема – после прореживания поголовья автотрансформаторов, работать на полную катушку она не может, иначе начнутся аварии на уцелевших автотрансформаторах с понятными последствиями.
2) При серьёзном ветре оборванный провод вполне может пробить на соседнюю фазу, конструкции опоры или растительность под ВЛ – что приведёт к отключению линии.
Так же и у энергосистемы – сейчас любая мелочь может грозить серьёзными последствиями, вплоть до каскадных отключений электростанций.
А в декабре на Украине начался «блокопад» - начали сказываться последствия ударов и скоростных ремонтов.
Опять же, подобный процесс наблюдался и ранее, но это было не так заметно на фоне небольшого небаланса генерация/нагрузка. А в декабре возросшая нагрузка стала выносить энергоблоки рядами.
4 декабря забастовали аж 5 блоков. Дальше понеслось соревнование «сломалось/отремонтировали»:
5: +2-1 (плюс – ввели в строй после ремонта, минус – ушли в аварийный или плановый ремонт);
6: -1;
8: -1;
9: -2;
11: -3;
12: +4;
13: +1-2;
14: -3;
15: +2-3;
19: -3;
20: +2-4;
22: +2;
26: -1;
27: -5.
На украинское счастье речь идёт про энергоблоки ТЭС/ТЭЦ, которые в среднем примерно по 150-200 МВт. Происходи подобное с гигаваттными блоками АЭС, то ситуация была бы куда круче.
Любопытный момент. Креативные манагеры Укрэнерго придумали как совместить любимых в интернете котиков и график потребления электроэнергии – они стали под данный график помещать кота Графика (с «ушками» - утренним и вечерним пиками потребления).
Однако после 11.12 данное творчество в телеграмм-канале прекратилось. Похоже, котик склеил ласты от взлетевшего дисбаланса генерации/потребления и пошедшего в рост импорта европейской электроэнергии. Ну или кто-то просто люлей получил за не очень уместную придумку.
Судя по декабрьскому ралли, веселое время в украинской энергосистеме только начинается – аварийные ремонты энергоблоков вряд ли будут надёжными, соответственно, аварии продолжатся, и в некоторый момент времени этот процесс вполне могут приобрести лавинный характер. И тогда снова здравствуйте блэк-аут и веерные отключения потребителей.
Ну и немного прогнозов. Ударов по украинской энергосистеме пока ждать не приходится (кроме локальных, типа Кураховской ТЭС и Херсонской ТЭЦ, или сопутствующего ущерба, как в Киеве и прочих крупных городах). Очевидно, что это оставлено как крайняя мера в ответ на какое-либо выдающееся действие Киева.
По поводу постоянных писков «прилетело по Киеву (Львову, Харькову, Одессе), поражён инфраструктурный объект – вот он, удар по энергосистеме!». Во-первых, любой фонарный столб – это тоже инфраструктурный объект. Соответственно, при любом более-менее серьёзном ударе под раздачу попадают какие-либо энергообъекты, как минимум распределительные сети 0,4-10 кВ. А во-вторых, нужно усвоить простенькую вещь – реально крупные энергообъекты не находятся в крупных городах (кроме ТЭЦ, которым это по функционалу положено). Возьмём Киев, с точки зрения электроснабжения четыре главных объекта:
1) ПС 750 кВ Киевская (3 ВЛ 330 кВ на Киев) – 60 км от офиса Зеленского;
2) ПС 330 кВ Новокиевская (3) – 14,5 км. Для понимания масштабов: в Москве объект подобного напряжения (500 кВ) находится даже ближе (12,6 км) от Кремля – это в Очаково. А по меркам Киева – ПС Новокиевская сильно за местным МКАДом;
3) Трипольская ТЭС (2) – 38 км;
4) ПС 330 кВ Северная (2) – 21,5 км.
Например, за сегодня (насколько можно судить – один из самых массированных ударов по Украине за последнее время) из серьёзного пострадала только одна ВЛ 330 кВ (скорее всего, опять в Киеве) и снова Кураховская ТЭС. Даже в распредсетях случаи повреждений, можно сказать, единичные.
И в заключении – всех с Новым годом! Пусть он будет победным.