Найти в Дзене
Курская слобода

Кодификация этических ценностей для китайских чиновников в начале XXI века

Материал посвящен борьбе Коммунистической партии Китая за сохранение господства в политической жизни страны, одним из проявлений которого является пристальное внимание к моральному облику современного китайского чиновничества.

Ключевые слова: Китай, этика, мораль, Ху Дзиньтао, чиновники.

Сегодня во всем мире очень велик интерес к Китаю. Прежде всего, это связано с тем, что главный восточный сосед России за последние 20 лет совершил грандиозный индустриальный рывок, обогнав технически и технологически многие развитые страны. Уже ни у кого не вызывает удивления, что экономика Поднебесной по общему объему выпускаемой продукции вторая после экономики США. По объему реального ВВП КНР вышла на первое место в мире. Китай удерживает первое место по объему экспорта, что приносит до 80 % валютных доходов. При этом более 50 % экспортных китайских товаров реализуются в Западной Европе, Японии и США. Многие специалисты называю Китай мастерской мира, какой когда-то была Великобритания.

В сознании современного российского общества облик любой страны неотделим от облика ее руководителя, а также того бюрократического аппарата на который он опирается. Успехи Китая стали возможны не только благодаря успешно проведенным реформам, но и благодаря традиционной китайской этике, которая продолжает оставаться для большинства китайцев надежной опорой в жизни. Учитывая этот факт, руководство правящей Коммунистической партии Китая всегда уделяло большое внимание вопросам морали и нравственности в своих рядах. Однако невиданный экономический рывок в конце XX – начале XXI веков привел к образованию сверхбогатой прослойки в китайском обществе, значительную долю которой стали составлять управленцы.

В этих условиях логичной реакцией на резкое расслоение китайского общества стала кодификация тех моральных ценностей, на которые должны опираться управленцы. В 2006 Председатель КНР Ху Дзиньтао обратился к группе членов Народного политического консультативного совета Китая, а в их лице ко всем китайцам в самом Китае и мире. Его доклад по существу сводился к формулировке «восьми правил чести и доблести», другой вариант названия «восемь добродетелей и восемь пороков», еще один - «Восемь шагов программы Ху Дзиньтао». По версии самого лидера – это «социалистический взгляд на славу и позор». Вот эти восемь положений.

Председатель КНР  (2003-2013) Ху Дзиньтао
Председатель КНР (2003-2013) Ху Дзиньтао

Первое: Считать делом чести и доблести горячую любовь к Отечеству (дословно: стране предков), считать позором и постыдным делом нанесение вреда Отечеству, создание угрозы для Отечества.

Второе: Считать делом чести и доблести служение народу (обслуживание народа), считать позором и постыдным делом поступки, идущие вразрез с интересами народа.

Третье: Считать делом чести и доблести стремление к науке, считать позором и постыдным делом невежество и отсутствие знаний.

Четвертое: Считать делом чести и доблести усердный труд, считать позором и постыдным делом стремление к безделью и неприязнь к труду, лень.

Пятое: Считать делом чести и доблести сплочение и взаимную помощь, считать позором и постыдным делом нанесение ущерба другим ради своей выгоды, стремление поживиться за чужой счет.

Шестое: Считать делом чести и доблести честность и верность слову, считать позором и постыдным делом утрату чувства долга ради собственной выгоды.

Седьмое: Считать делом чести и доблести соблюдение дисциплины и законов, считать позором и постыдным делом нарушение законов и дисциплины.

Восьмое: Считать делом чести и доблести упорную борьбу, считать позором и постыдным делом барское поведение, стремление к роскоши, разгулу и праздности [3, с. 161].

В 2010 году в Китае активизировалась борьба с проявлениями коррупции. В феврале был опубликован этический кодекс для китайских коммунистов - «Положения об обеспечении честности и неподкупности руководящих работников из числа членов КПК в ходе исполнения служебных обязанностей». Вступивший в силу в марте того же года закон о гражданской службе во многом был основан на данном кодексе. Большая часть текста закона излагает 52 вида коррупционных действий, которые предусмотрено уголовное преследование. Все запреты разделены на восемь частей. В первой запрещается получать ценные подарки, пользоваться медицинскими услугами или посещать увеселительные заведения за чужой счет. Во второй вводится запрет на занятия бизнесом, получать вознаграждения от коммерческих организаций, инвестировать в ценные бумаги. В третьей запрещается использовать народные деньги в личных целях. Четвертая часть, защищая права работников, обязывает чиновников соблюдать все законные процедуры при увольнении и назначении подчиненных. Пятая часть оговаривает вопросы взаимоотношений управленцев с родственниками в профессиональной сфере. Шестая часть вводит запрет на закупку очень дорогих автомобилей для нужд чиновничества, отправляться в дорогой зарубежный вояж, утраивать пышные торжества или поминовения усопших, а также неоправданно дорого ремонтировать свои кабинеты. В седьмой части запрещается вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, главным образом при выделении или разрешении подрядов. В восьмом разделе запрещается использование служебного положения для получения искомых ученых степеней и научных званий. Еще в этом пункте оговаривается недопустимость нарушения семейной морали [2].

В 2013 году китайским чиновникам было запрещено носить итальянские костюмы и швейцарские часы. Отныне госслужащие Китая обязаны носить только китайские костюмы и иных предметы. Председатель Китайской народной Республики Си Цзиньпинь запретил чиновникам демонстрировать богатство и роскошь. Он призывает чиновников всех рангов, армейское командование и руководителей и многочисленный аппарат 22-х провинций к экономии [1].

Таким образом, мы видим, что в современном Китае проблема коррупции среди коммунистов и управленцев стоит очень остро. Появление новых этических кодексов и законов в их отношении говорит о том, что руководство КПК старается своевременно реагировать на вызовы времени. Отдельные положения моральных узаконений современного Китая могут быть вполне применимы и в России, но с поправкой на специфику нашего исторической и культурного развития.

Литература:

1. Аргументы и факты. 2014. 28 апреля: http://www.aif.ru/dontknows/eternal/1159115.

2. Габуев А. Кодекс партийного аскетизма // Коммерсант. 2010. 26 февраля: http://www.kommersant.ru/doc/1328073.

3. Галенович Ю. Моральный кодекс Ху Дзиньтао // Государственная служба. 2007. № 3 (47).