"Слово пацана. Кровь на асфальте" - нашумевший проект о дворовой культуре 1980-х годов в Казани - о молодежных бандах и их столкновениях друг с другом. Хотя на мой взгляд, шумиха вокруг сериала по большей мере - часть пиар кампании, но проект внимания заслуживает.
Достоинства
Стиль и атмосфера
Создатели постарались воссоздать еще живую в памяти нынешних взрослых отцов и матерей великовозрастных детей атмосферу 1980-х с особенностями быта и моды. Правильным решением стало и музыкальное сопровождение: Мираж, Ласковый май сопровождают местные дискотеки и вплетаются в повествование, задавая тон и соответствие эпохе, а современный АИГЕЛ на татарском поддерживает место действия при этом создает у зрителя рефлекс - в эти моменты происходит что-то драматическое.
Актерские работы
Хотя актерский ансамбль неоднороден: некоторые играли откровенно слабо или ровно, зато 4 актерам удалось создать хорошие заряженные образы:
Иван Янковский... Вова Суворов / Адидас
Никита Кологривый... Кащей
Сергей Бурунов... Кирилл Суворов
Антон Васильев... Ильдар Юнусович
Свежая тема
Необычная тема для кино- или сериального проекта - это всегда риск. Вдруг вообще не зайдет? Куда надежнее снимать клоны разной степени мастерства по работающим лекалам. Снять популярный сериал про региональное явление тридцатилетней давности достойно - это действительно достижение. Хотя в случае успеха необычная тема крепко занимает свое место в популярной культуре.
Почему "Слово пацана" набрало популярность?
"Слово пацана" сделано с учетом современных реалий. Нужен информационный вирус, состоящий из простых элементов с соблюдением стиля. Такой, чтобы даже те, кто сериал не смотрел, все равно взбудоражились. "Слово пацана" делает ставку на три составляющие.
1. Бинарный мир: ты чушпан или пацан?
Когда выбор сводится к двум вариантам, это и просто, и сложно одновременно. С одной стороны, думать долго не приходится. С другой, как быть тем, кто хочет долго думать и не помещается ни в ту, ни в другую категорию.
Мир ребят категоричен: ты либо правильный, то есть пацан, либо ты - как все, то есть чушпан.
Забавно, что сами критерии пацанства в сериале несколько раз перекраиваются, то есть даже называясь пацаном, молодой человек следует скорее за ассоциациями, эмоциональными образами чего-то сильного и правильного, архетипического и далекого от родителей, школы и других скучных и спорных авторитетов, которые постоянно давят.
Пацан - это словно архетип бунта и свободы, хотя на деле такая же жесткая система, как и предлагаемая школой, родителями или кем-либо еще. Пацанство - это возможность побега от существующих систем - примеров, которые видят молодые люди вокруг. А это очень привлекательно, хоть и непродуманно, и на деле пацанство - такое же рабство, как и то, от чего они бегут. Эта мысль бы очень разочаровала тех, кто ставит на аватарку изображение Вовы "Адидаса" или включают АИГЕЛ по поводу и без. Да и если вдуматься, то поведение "Адидаса" старшего вряд ли можно оценить как лидерское.
Готовые "шортсы"
Много сцен из сериала будто бы с самого начала сняты так, чтобы их легко было нарезать на короткие ролики, уже с емкими "пацанскими" цитатами в духе "Пацаны не извиняются" и музыкой. Допускаю, что так оно и было.
Флер "опасного" сериала
Молодые люди объединяются в банды и регулярно нарушают уголовный кодекс. Дети смотрят сериал. И тут будто бы напрашивается идея, что это пропаганда "пацанского" образа жизни. Хотя авторы постарались "подстелить себе соломку" и прямо показали (возможно, уже после завершения основных съемок по цензурным соображениям), что быть пацаном - это путь к тюрьме и смерти. Но сам факт такого обсуждения делает этот сериал словно "опасным", что привлекает внимание.
Недостатки "Слова пацана"
1. "Картонные персонажи"
Все герои написаны очень плоско. Ярко, но плоско. Мы знаем о них пару бытовых деталей, где-то пару фактов из биографии. Но они таковы, что непонятно. Что им движет? Почему братья "Адидасы" так рьяно рвутся на улицу из крайне обеспеченной семьи, например? В чем их конфликт внутренний?
Герои сериала делают что-то просто так - пришло в голову - сделали. В жизни так бывает, что люди действуют на импульсе, но и для импульса есть причина. Хороший сценарий раскидывает много деталей, иногда очень тонких о персонажах таким образом, что зритель понимает, что перед ним глубоко проработанный герой, у него есть внутренний мир. Сценарий "Слово пацана" здесь выдает большую слабость.
Пример хорошего сценария - "Окно во двор" Хичкока
2. Клиповость
Следствием первого является то, что мы видим нарезку красиво и добротно снятых сцен, часто с музыкальным сопровождением, где герои в своем стиле отыгрывают скорее атмосферу ситуации, а не ее драматургию, потому что для драматургии нужен хороший конфликт и глубоко прописанные персонажи.