(в повествовании)
Автор: Виктор Эм
Зачем же она нужна?
Как же она выглядит?
Где же её можно встретить?
Предупреждаю,
что это даже не краткое погружение в тему, это даже не малейшая дегустация самого кончика этого вопроса, это очень смутный обзор с очень отдалённой позиции и с очень большой натяжкой.
Представьте, что мы с вами посмотрим на проблему в бинокль, и даже в нём вся тема ну очень маленькая...
[Тут нужна шутка про то, что ты бинокль не той стороной держишь. — Прим. ред.
Это слишком тупо. — Отв. авт.]
... так ещё и линзы у бинокля все заляпаны жирными пальцами.
Но ведь такой формат разговора о магии явно самый лучший, так что и переживать не стоит.
Вы знаете, как я люблю магию!
Вы знаете это, потому что вы тоже её любите. А вы любите её, потому что магия — это очевидное решение всех проблем.
В общем-то на этом можно и закончить, и это будет честно, без лишней напускной воды, но не уверен, что так можно. Разве будет интересно, если такая простая мысль будет подана всего одним предложением вместо восьмидесяти.
В своё оправдание скажу (а мне очень хочется оправдаться), что иногда слова «магия — решение всех проблем» не до всех доходят сразу. Поэтому вполне допустимо расширить, распространить, разойтись и разобъяснить в общем.
Магия — это прекрасный способ привлечь читателя.
Для нас, для коммерсов, это, конечно, цель номер один, но есть ведь и другие.
Магия решает наши проблемы самым очевидным образом. Представьте, как легко можно погладить себе рубашку, просто взмахнув волшебной палочкой. Как вам? Мне сразу приятней стало от этой мысли. Это во многом и делает волшебные палочки такими привлекательными в быту.
Так что давайте создадим вторую важнейшую сентенцию (первая была чуть выше) по этому поводу:
Магия — это явление, при котором достижение какой-либо цели происходит без приложения труда.
Сентенцию сразу нужно дополнить пояснениями!
Во-первых, данное определение рассматривает идеальную магию, которая, видимо, недостижима. Обычно в мирах различной фантастики нужно хотя бы махнуть палочкой или нажать на кнопку чудо-машины, а ещё неплохо бы сначала потратить время и научиться этим всем этим сложным оборудованием пользоваться. То есть труд явно затрачивается, просто непропорционально получаемому результату.
Во-вторых, труд может быть выражен и не в себе самом, а в ресурсах. Например, вы произносите подлое заклятье и новая красивая рубашка для выхода в свет внезапно просто появляется у вас в гардеробе, и вам не нужно за неё платить.
Магия решает проблемы автора, если автору совсем не хочется думать, как всё-таки несчастный герой смог погладить свою свежеиспечённую рубашку. Конечно, автор мог просто незаметно опустить все бытовые подробности, и это тоже своего рода магия, потому что обычно в жизни мы не можем просто СКИПНУТЬ какую-то рутину. Но это явно самый скучный вид магии.
Мне кажется, что есть.
Но, тут, конечно, речь о том, что именно в описанной мной системе восприятия магии место для антимагии вполне может найтись. Давайте, чтобы не выглядеть голословными, нарисуем пару схемок, которые ничего не докажут, но многое объяснят.
Начнём с самого простого. Посмотрите на Рисунок 1, расположенный снизу. У нас на нём есть обыденность, где для достижения какой-либо цели необходимо приложить эквивалентное ей количество труда и/или ресурсов. У нас на нём есть магия, где для достижения цели всего этого делать не надо. У нас на нём есть плавный градиент между двумя этими явлениями.
Если мы хотим найти антимагию, то нам просто необходимо расширить схему из Рисунка 1 влево до схемы из Рисунка 2. И у нас на нём есть теперь не только магия, обыденность и приятный градиент, но и совершенно внезапная антимагия, которая по аналогии представляет из себя следующее:
Антимагия — это явление, при котором достижение какой-либо цели не происходит, хотя был приложен труд, который в обыденности гарантированно привёл бы к её достижению.
Примером антимагии может служить какая-нибудь несбывшаяся антиутопия, написанная в далёком прошлом. Представьте, что вы читаете в книге, что вокруг ужас, и вы не можете даже купить себе рубашку, потому что рубашки жестоко запрещены. При этом вы всё же точно знаете, что с рубашками всё в порядке.
Как вы понимаете, все имеющиеся у нас произведения искусства заключены где-то между магией и антимагией. При этом чистых проявлений этих двух крайностей пока не наблюдалось. Чистое же явление обыденности вроде как вполне возможно. Например, это может быть личный дневник с самым доскональным и безэмоциональным описанием вашего дня. Конечно, тут встаёт вопрос о том, может ли какое-либо описание быть досконально точным. Но вы об этом не думайте, а просто помните, что наша модель при всей её красоте остаётся лишь моделью, которая изо всех сил пытается описать реальность, но всё равно полностью её не описывает.
Для полного понимания расположим на нашей схеме пару примеров, что можно увидеть на Рисунке 3.
Хотя, если вам угодно, то вы вполне можете об этом пофилософствовать. Также для любителей тонкой и изящной мысли предлагаю подумать о возможности в рамках нашей модели замкнуть Рисунок 2 в круг, объединив антимагию с магией на Рисунке 4.
Это возмутительно, но ведь...
Ведь можно подумать, что если любая ваша цель мгновенно воплощается сама по себе, то ведь и целей у вас не останется. И ведь то же самое вас ждёт, если все ваши цели будут гарантированно недостижимы. Магия и антимагия в этой схеме сольются в одну магию, которую можно было бы назвать бесцельностью.
Но это только проект для самостоятельного размышления, а не готовая модель.
Есть ли итог?
А итога пока нет.
Разве что можно сказать, что когда начинаешь об этом думать с такой стороны, то магия в книгах и фильмах, и компьютерных играх начинает казаться немного обыденной и даже пошлой. Мы, так сказать, забрали у магии её магическую привлекательность, и это даже грустно.
Я не знаю, как вам, а мне эта тема ещё не открылась полностью. Мой тантрический глаз ещё не рассёк тему магии, но может быть, что это получится у вас? Может быть, я помог вам сделать первый маленький шаг к значительному философскому прорыву? Вряд ли, но надежда есть!
...
Напишите редактору, что он дурак, и шутки у него дурацкие в комментариях.