Найти тему

Игра одна, а результаты у каждого свои

Чем хороша игра в дошкольном детстве?
Тем, что она позволяет окунуться в мир знаний легко и непринуждённо каждому ребёнку безо всяких объяснений, показов, выигрышей и проигрышей.

Вот вам пример.
Игра для малышей "Озвучь кубик".

На столе в беспорядке выложены кубики. Наставник сидит на стульчике поодаль. На самом деле, чем дальше от стола, тем лучше, поскольку самое интересное происходит по дороге между столом с кубиками и педагогом.
На стуле взрослый просто молча сидит и наблюдает за ребятками, первый раз увидевшими эти потрясающие игрушки.

Давайте вместе понаблюдаем за этим захватывающим действом!

Первое, что детки делают — хватают по кубику в каждую руку и начинают им греметь. После пары минут всеобщей радостной тряски кубиков грохот становится потише, поскольку кубики начинают рассматриваться у себя, у рядом стоящего ребёнка, один кладётся, а другой берётся...

И в этот момент взрослый говорит: "Выбирайте один кубик, несите его мне, мы его с вами споём".
И вот первый малыш бежит со своим кубиком к наставнику, который берёт в левую руку ладошки ребёнка "лодочкой", поднимает их на один уровень с его глазами и, правой рукой поворачивая кубик разными гранями к лицу ребёнка, пропевает написанное на каждой стороне.
Делает это быстро, малыш еле успевает смотреть, отвлекаться некогда. В конце педагог говорит: "Отлично! Неси теперь другой кубик, мы его тоже споём".

Что ребёнок понял? Да ничего. Просто что-то промелькнуло, прозвучало, а ещё наставник "спел" тот кубик, что малыш сам выбрал, принёс и теперь несёт обратно, чтобы поменять. И в этом есть свой сакральный смысл: взрослый не пристаёт с наставлениями и не ждёт повторения. Он сам есть участник игры. Именно это малыша и притягивает.

В результате одни бегут бегом туда и обратно, но больше тех, кто идёт медленно, продолжая разглядывать свой кубик в руках, а в глазах так и читается что-то вроде: "Так вот ты какой, ...ЛЮ-ЛЁ-ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЬ!".
Подойдя к столу, уже не торопясь, разглядывают и другие кубики.
Какие они, оказывается, разные: есть маленькие и побольше, одни гремят, другие шуршат, одни серые, другие коричневые, а есть ещё двойные-длинные, оранжевые и даже белые, которые не звучат совсем...
Ребёнок берёт другой кубик и снова бежит за "песенкой".

Со стороны это выглядит так: сначала детки толпились вокруг стола и радостно гремели. А когда взрослый предложил принести один кубик, то детки побежали к нему, крепко держа тот, что оказался в руке...

И вот уже первому ребёнку поётся его "песенка", а остальные толпятся (каждому интересно посмотреть на действо, происходящее с другими), даже появляется что-то похожее на очередь...

Толпа вокруг стола схлынула, все в очереди на "песенку".
Вскоре очередь начинает редеть, а вокруг стола вновь собрались ребята.
Теперь они уже не хватают "абы какой" кубик, они выбирают. Ведь пока бежали туда да обратно, наблюдали за кубиками в руках других ребят, слушали и их "песенки".
Бывает, так внимательно наблюдали за другими, что вертелись и пропускали "песенку" своего кубика. А мудрый наставник и не настаивал на внимании, потому как ещё неизвестно, что сейчас важнее — услышать "песенку" своего кубика или увидеть, какие есть в руках у друзей. Но повторять педагог не будет, просто вновь скажет: "Неси другой".
В голове у малыша что-то перещёлкивается, и в следующий раз он внимательней следит за своим кубиком.

А то понравится девочке какой-нибудь кубик в руках у мальчика, и она ждёт, когда тот вернёт его на стол. Как только кубик "освобождается", она тут же хватает его цепкой рукой, и бегом к педагогу, чтобы и ей его спели...
Так и ходят по кругу "любимые" кубики.

А ещё можно видеть одного-двух ребятишек, которые не кладут свой кубик, а доходят до стола и вновь возвращаются с ним же.
Что ж, сделаем вид, что не заметили этого, и снова пропоём так полюбившийся кубик. Чем-то он, видимо, "зацепил" и требует повторения...

Пока один сбегал пять раз, другой — только один, зато медленно и вдумчиво. У каждого свой темп, свой способ познания окружающего мира.

Какое же это наслаждение — видеть, как несколько раз повторенная игра меняет у ребят взгляд, как они начинают узнавать некоторые из кубиков и даже подпевать взрослому!

Каждый малыш получает свою толику знаний, в своём темпе, своим способом открывает мир чтения!
И никаких делений на звуки и буквы, никаких слияний, никаких объяснений, никаких затягиваний по одной букве за урок...!
Только игра на 5-15 минут на одном занятии!
Всё будем знать и даже больше, чем в первом классе положено, но только опосредованно, не в лоб. Ведь полученные знания — не цель, а РЕЗУЛЬТАТ действий, опыта самого ребёнка.
Игры же создают атмосферу радостного азарта для самостоятельного их открытия.

**************

Хотите узнать и другие игры?
Смотрите запись вебинара:

Регистрация на вебинар "Чтение, письмо и счет по методике Н.Зайцева для дошколят"

Записывайтесь на онлайн-курс по чтению, письму и математике для дошкольников:

Чтение, письмо и математика по методике Н.А.Зайцева. Онлайн-курс

Вместе пройдём по этапам игротеки к беглому и осмысленному чтению, красивому и аккуратному письму, быстрому устному счёту, сложению и вычитанию в пределах тысячи и больше, знанию таблицы умножения и мн.др.!