Найти тему
Открытая семинария

Вторая Заповедь Царства: Ветхозаветняя перспектива

Оглавление

Продолжаем важный, интригующий цикл - Заповеди Царства Святой Руси. Живя в этих Заповедях вы живете в Царстве и имеете доступ к ресурсам Царства Божия. 2024 год - да будет для вас годом благословенным, годом доступа к нескончаемым ресурсам Царства! (Первая Заповедь - здесь, Пятая Заповедь - здесь, по ссылочке. См также (лучше их перечитать снова и снова) статьи "Заповеди Царства Святой Руси и Закон Божий" и "Заповеди Царства Святой Руси"). Напомню, что мы говорим о заповедях Закона Божия, нашедших продолжение в Заповедях блаженства, и конечное осуществление и выражение - в Законе Царства народа святых. Начнем изучение Второй Заповеди с раннего, с Десятисловия, с Ветхозаветней перспективы. В следующей публикации мы представим Вторую Заповедь Царства с Новозаветней перспективы.

Вторая Заповедь Десятисловия

4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. Исход 20

Это Заповедь говорит о том (и это мало кто замечает за всеми "не", за всеми запретами этой Заповеди), что существует только один образ и подобие Бога в этом мире - это человек, созданный по образу и подобию Божию:

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Бытие 1 глава

Так как Бог есть Дух, и Бог Отец, Бог Творец - невыразим ни в каком образе, то и поклоняться каким-либо изображениям (к тому же - делу рук человеческим) было оскорбительно для Творца. Бог терпел, что Ему (под множеством других "богов" или идолов) язычники поклоняются то как корове, то как навозному жуку или даже просто дереву. Но от Своего народа Он ожидал большего.

Теперь вы видите? Заповеди Божии формулируются не произвольно, даже Богом, но связаны с особенностями творения - это законы-инструкции от Создателя, призванные сделать человека счастливым! А не отяготить его. Призваны сбросить ношу и дать крылья, а не навалить новую тяжелую ношу! Обратите внимание на неслучайную схожесть в формулировках о богоподобии сотворенного человека (дающее ему господство над всем тварным миром) и Второй Заповедью.

Человек не может поклоняться творению хотя бы уже по той причине, что сам неизмеримо выше творения! Человек и есть единственно доступный на Земле образ и подобие Божие. Но и человеку поклоняться запрещено - только невидимому Богу! Человек выражает, отражает Бога - но поклонение и слава идут не человеку, но Богу! Это уже в ветхозаветние времена была главная суть Второй заповеди.

По-настоящему поклоняться Богу и только Богу, и прославить Его мы можем только принимая Его любовь к нам, человекам. Когда Бог раскрывается в вас (как Он всегда и мечтал), то вы начинаете отражать Его - что ведет вас к неслыханной благодарности, благоговению, поклонению вами Богу! Но раскрытие Бога в вас не остается незамеченным и другими людьми - и они, наблюдая чудо вашей жизни, начинают по праву восхищаться Богом и поклоняться Ему, сделавшему возможным Такое в вашей жизни!

Вот, взять наших возлюбленных государей - царя и царицу, святых Божиих. Вот, они всегда были в целом чисты и богобоязнены, боголюбивы. Но их вера в Бога, их поклонение Богу, их любовь к Богу многократно умножились после встречи с такими богоносцами, как Филипп и Григорий! Увидев чудеса, чудеса исцеления, ясновидения, пророчества, знамения, увидев силу Божию, явленную в человеках, государь и государыня не стали прославлять этих людей, но Бога. Конечно, царь и царица любили Филиппа и Григория больше жизни, уважали их и слушали (или старались). Но не их они прославили - но Бога, так ярко "засветившегося" в людях. Да и сами Филипп и Григорий многократно говорили государям - что не они все это совершают, но Бог.

-2

Бог хочет жить и прославляться в людях

Уже в Ветхом Завете Бог раскрыл людям Свое главное страстное желание - жить и прославляться в них! Бог дает повеление Моисею построить Ему "скинию" - палатку, сделанную по подобию человека. И тут же добавляет, что жить и прославляться Бог хочет не в палатке, не в культовом сооружении (которое лишь условно представляет человека, ебя и меня), но... в людях: "И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них" Исход 25:8. Во как! Все самодельные боги, эгрегоры хотят обитать в храмах, а Творец хочет обитать и прославляться... в людях. Самодельные боги сказали бы "И устроят они Мне святилище, и буду обитать в нем!" Но не Бог Всевышний! Он хочет обитать, быть видимым и почитаемым - через проживание в людях! В тебе и мне!

Конечно, Всевышний отражен во всем Своем великолепном Творении - и созерцая Творение мы поклоняемся Творцу. Но ни в чем ином так ярко не воссиял свет богоподобия, как в людях, стяжавших Духа Божия! Они не сияют огнем, не летают в облаках. Они, как Григорий Ефимович, живут простой жизнью, прославляя Бога сердцем, умом и делами.

Выводы ОС

.

Заповеди Блаженства даны в Нагоронй проповеди.
Заповеди Блаженства даны в Нагоронй проповеди.

Новый Завет - соответствующая Заповедь блаженства

Заповеди Десятисловия дают подобающее внешнее соблюдение Закона, но не раскрывают до конца его внутренние качества. Иисус Христос дает внутреннее толкование Заповедей, к которому мы и обратимся. Заповеди Десятисловия говорят нам как НЕ надо поклоняться Богу. Новый Завет поэтапно раскрывает - как надо. Соответствующая Второй Заповеди Десятисловия Заповедь блаженств гласит:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Евангелие от Матфея 5:3.

(Первая Заповедь - здесь) Иисус Христос не случайно выстроил Свои Заповеди блаженства в том же порядке, как выстроен Декалог. Весь ход Евангелия, все словесные описания указывают на то, что Иисус Христос, как Новый Моисей, дает народу новый благодатный Закон. Но этот Закон не отменял закон Десятисловный, но его толковал и исполнял - и помогал людям, слышавшим Христа, этот Закон исполнить. Я написал смежную публикацию "Заповеди царства: о "нищите духа"", в которой подробно разбираю эту Заповедь. Я сделал это для того, чтобы в этой статье сосредоточиться на главном значении Второй Заповеди - прославлении Бога не в идолах, не в обрядах, а как отраженного в людях.

-4

Да, Бог решил прославиться, принять поклонение через (1) Дела Сына, и (2) через дела сыновей и дочерей! Все! Другого пути нет. Бог прославляется через человеков, решивших явить Бога своей жизнью! В таких людях Бог прославляется, потому что ангелы и люди смотрят на таких людей - и прославляют за них Бога, давшего этим людям такую мудрость, такую кротость, такую силу, такие чудеса...

Это - ответ на ту внешнюю религиозность, которую категорически запрещает Вторая Заповедь Десятистовия. "Не делай себе кумира", "не поклогяйся им"... Речь идет не столько о запрете на изображения - в конце концов Сам Бог заповедал делать изображения херувимов и прочее. Речь идет о внешней религиозности, о попытке прославить Бога вне человека. Внешняя религиозность характеризуется как раз внешними формами, изображениями, ритуалами и атрибутами. Внешняя, показная религиозность, запрещенная Законом Божиим, выражает себя во внешнем, ритуальном, обрядовом.

Вторая Заповедь напрочь отметает поклонение человека плодам рук его, идолам, технологиям, религиям, традициям... Почему? Да потому что это богопротивно, так как человек, являясь дитем Божиим, образом и подобием Его, проявлением Его сияния в этом мире - выше всего творения, и выше ангелов, и всякой твари - рукотворной, ангельской или тварной.

Когда существо, имеющие богоподобие, являющееся Богом во плоти, единственно способное отразить Бога - чему-то или кому-то кроме Бога кланяется (пусть даже и религии) - это нарушение духовных законов. Унижение Бога. Гогот демонов. Богу Одному поклонись и Ему одному служи!

-5

Вторая Заповедь Святой Руси

Только лишь человек, созданный по образу и подобию Божию, может подобающе отразить Бога. Этот Путь открыл перед человеком Иисус Христос. И когда такой человек, сын или дочь Божия, пускает в себя Бога, Дух Божий, то глядя на такого человека, слушая такого человека люди начинают прославлять Бога Отца! Бога Творца!

Так как же будет звучать и проявлять себя Вторая Заповедь Царства Святой Руси? Сформулировал ее Сам Иисус Христос:

"37 Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» —
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; Евангелие от Матфея 22

Вот она - эта Вторая Заповедь Царства: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Этой Заповедью Иисус Христос переносит фокус из религиозного поклонения Богу через предметы культа, к действенной любви к себе и ближним.

-6

Иисус показывает глубинную, неразрывную, органическую связь между двумя заповедями - Он говорит, что вторая запаведь "подобна" первой. Человек любящий Бога, человек благодарный Богу - будет также любить себя и ближних. А это значит, что в этом человеке живет и прославляется Бог. Через этого человека, любящего себя и ближних, люди приходят к правильному, искреннему поклонению Богу - минуя те опасности впадания в идолопоклонство, о которых предупреждает Вторая заповедь Десятисловия.

Нищие духом достаточно пусты, чтобы наполниться Божией любовью - ведь Бог есть Любовь, нам сказано! И исполнение Первой Заповеди - заповеди любви и благодарности Богу - естественным образом приводит человека ко Второй заповеди: любви и благодарности человеку! Потому что через это и происходит истинное поклонение и прославление Бога - через человеков, являющих силу Любви, силу Божию:

Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. Мт. 9:8.

На современный язык это можно перевести так: Бог прославляет Себя в сынах и дочерях человеческих, прославляющих Его.

Напомню, что речь в Евангелии от Матфея в 9-ой главе шла о том, что Иисус исцелил парализованного. Иисус здесь искал славы Отцу, привел людей к поклонение Творцу - через человека. Через Себя! Чтобы затем ученики, и ученики учеников, и мы сегодня - могли прославить Бога через ту божественную силу, власть, которая дана человеку. Иисус сказал, что прославление Бога таким образом, через божественное в человеке, продолжится (и даже усилится!) после Его ухода к Отцу:

12 Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду.
13 И если чего попросите у Отца во имя Моё, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Евангелие от Иоанна 14

Иисус сказал ученикам: "ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём. Если Бог прославился в Нём, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его. Дети! Евангелие от Иоанна 13:31-32.

В Царстве народа святых Бог, наконец-то, прославится так, как желает - в людях! В благословенных людях, несущих благословение другим, целым родам, потому что Бог есть: творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

Интересно, что ученики Иисуса часто не могли узнать Его после воскресения. Он являлся в самых разных человеческих обличиях. Зачем? Затем, чтобы показать, что сыновство Божие не принадлежит одному только Иисусу, Которого они знали - но и им! Что прославить Бога Отца перед людьми может теперь каждый, кто верит в Иисуса Христа, кто принимает Его как Сына Божия и как Брата.

Дела любви апостолов заставляли людей славить и благодарить Бога!
Дела любви апостолов заставляли людей славить и благодарить Бога!

Выводы ОС

Если Десятисловие Ветхого Завета четко дает указания относительно того, что НЕ надо делать, как Бог НЕ хочет прославляться, какого поклонения Бог НЕ принимает (через внешние образы, творение, идолов, ритуалы), то Новый Завет жизнью Иисуса Христа и жизнью апостолов раскрывает, какого поклонения ищет Бог: Он ищет прославиться в человеке, как прославился Он в Иисусе Христе. Он ищет, чтобы нашелся человек, который решил бы прославить Бога своей жизнью - то есть стать нищим духом человеческим, но богатым Духом Божиим! Но об этом мы подробнее поговорим в последующей публикации.

Антихрист будет стремиться к тому, чтобы прославляли его, за его чудеса, за его "помощь человечеству" - чтобы ему кланялись. Но он есть черная дыра, в которой нет Бога, и которая сама поглощает всю славу, всю хвалу. Преклонение перед антихристом, прославление его - будет последним и самым мерзким нарушением Второй заповеди, предупреждающей против поклонения идолам.

Белый царь, напротив, своими делами прославит Бога, поступит по примеру и по силе Христа: Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам. И блажен народ, который прославит Бога в помазанниках Его и в себе!