Найти в Дзене

Лютеранский собор Петра и Павла на Ивановской горке

Не будем мудрить, а просто приведем отрывок из книги "О Москве в стиле odinmirage", где описано место расположения и сам собор. https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/

Компания нашей героини вернулась от палат Долгорукова в переулок и стала спускаться навстречу изумительному виду на возвышающуюся вдалеке над крышами домов Ивановской горки вершину высотного сталинского дома на Котельнической набережной. Справа и несколько дальше по переулку виднелось большое 5-этажное здание красного цвета, которое в прошлом имело три этажа и было тогда Петропавловской женской гимназией.

https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/
https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/

Прямо перед ним было видно древнее и довольно облупленное здание высотой пониже – палаты гетмана Мазепы. Хотя их так называют, в действительности Мазепе они никогда не принадлежали. В основе постройки древняя белокаменная палата XVI века, перекрытая коробовым сводом и включенная в более поздний кирпичный объем, появившийся в середине 1670-х годов. Кто был строителем здания, неизвестно, неизвестен и его владелец второй половины XVII века. Традиционно памятник называют «палатами Мазепы». Гетман-изменник имел владение в Москве, в районе Хохлов, но связь этих палат с именем Мазепы является легендой, не более того.

https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/
https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/

Чуть не дойдя до этих построек, компания нашей красавицы поднялась немного вверх на этой же стороне переулка, чтобы полюбоваться с тыльной стороны на лютеранский Собор Петра и Павла, а также на тыльный фасад расположенной рядом с собором бывшей усадьбы Киппена (в ней сейчас расположен Московский союз художников).

История собора, построенного в Старосадском переулке, начинается с 1817 года (тогда переулок называл Космодамианским), когда, выкупив усадьбу Лопухиных, расположенную на этой территории, церковная община начинает перестраивать ее под церковь, возводить купола и кресты.

https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/
https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/

Приход церкви святых Петра и Павла в Москве – один из старейших лютеранских приходов в России. Первые лютеране появились в Москве вместе с приглашенными из Северо-Западной Европы ремесленниками, врачами и купцами в 1524–1533 годы, во время завершения княжения Василия Ивановича. 27

Не могу не сделать в этом месте отступления и не обратить внимание читателей на то, что перемешивание культур и знаний между Западной Европой и Россией происходило, повинуясь объективным обстоятельствам, и не зависело от личности конкретного царя. Начался этот процесс задолго до Петра I, которому многие приписывают начало масштабной интеграции с Европой. Роль Петра не надо переоценивать, как и недооценивать. Также не стоит возводить в аксиому тезис о том, что ускоренная интеграция при Петре была необходима России и принесла ей огромную пользу.

https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/
https://ridero.ru/books/o_moskve_v_stile_odinmirage_1/

Но вернемся к Лютеранской церкви. Ее община была создана несколько позже появления первых лютеран в Москве, между 1560 и 1565 годами, а в 1576 году на берегу Яузы, в Немецкой слободе, была возведена небольшая деревянная церковь, освященная во имя святого архангела Михаила. В 1626 году община разделилась после скандала, вызванного ссорой между женами военных и купцов. Составлявшие большинство новой общины офицеры в начале 1640-х годов возвели церковь в центре Москвы, в Белом городе, на Покровке. Но новое здание, как и здание церкви купеческой общины, по приказу царя Михаила Федоровича в 1643 году было снесено – из-за недовольства православных священников, утверждавших, что иноземцы не только поставили свои «ропоты» вблизи «церквей Божьих», но и скупили много земельных участков. Соборным уложением 1649 года европейцам запрещалось покупать недвижимость в столице.

Затем это право было возвращено, а при Петре I была выстроена каменная церковь с колокольней, которая неоднократно горела, но каждый раз восстанавливалась. После пожара 1812 года церковь была настолько сильно разрушена, что восстановлению уже не поддавалась.

Шпиль собора Петра и Павла =-вид с одной из террас Палат Украинцева
Шпиль собора Петра и Павла =-вид с одной из террас Палат Украинцева

В 1817 году община выкупила усадьбу Лопухиных, о чем уже сказано выше. 15 июня 1818 года в присутствии короля Пруссии Фридриха Вильгельма III была заложена и выстроена частично на его же деньги, а также на средства, выделенные императором Александром I, церковь св. Петра и Павла. Освящение собора совершилось в 1819 году, а в 1837 году в храме был установлен орган. 4 мая 1843 года в церкви состоялся органный концерт Ференца Листа. 28

В наши дни здесь регулярно проводятся концерты органной и классической музыки под эгидой, созданной в 2013 году Collegium Musicum (каждое воскресенье, а также в праздничные и субботние дни). Центральное место в концертах занимает органная музыка. Орган, установленный напротив алтарной части собора, уникален и имеет длинную историю. Он был построен в 1898 году предприятием Вильгельма Зауэра – одной из известнейших органостроительных фирм Германии. Изначально инструмент был установлен в московской лютеранской церкви святого Михаила. После ее закрытия в 1928 году он был передан в Донской монастырь до 1972 года. В конце 2005 – начале 2006 года капитальный ремонт органа был осуществлен мастером Райнхардтом Хюфкеном из города Хальберштадта (Германия), имевшего большой опыт в восстановлении этих старинных инструментов. Были обновлены все кожаные детали, отреставрированы кафедра, поломанные трубы. Кроме того, орган получил новый вентилятор, ожививший историческую воздухонагнетательную систему инструмента, позволяющую играть на органе без электричества.

На схеме Ивановской горки собор отмечен вверху посередине
На схеме Ивановской горки собор отмечен вверху посередине

В результате уникальная акустика собора позволяет в полной мере насладиться звучанием одного из немногих сохранившихся в России органов девятнадцатого столетия.

Вид от Хохловского переулка у Троицкой церкви
Вид от Хохловского переулка у Троицкой церкви

К концу XIX века лютеранская община насчитывала 17 тысяч человек (14 тысяч немцев, 2 тысячи латышей, 600 эстонцев, 150 финнов и шведов). Богослужения совершались не только на немецком, но также на латышском и эстонском языках. Собор необходимо было расширять, и в 1903–1905 годах было построено новое здание храма по проекту архитектора В. А. Коссова в том виде, который и дошел до наших дней.