В столице десятки пострадавших клиентов от бездействия юриста пытаются разорвать с ней договор. Правозащитница обещала им помочь с решением судебных вопросов, брала деньги, но свои обязанности в полном объеме так и не выполняла. При этом подкованный специалист пока легко уходит от ответственности, зная законы и используя хитрую схему. Корреспондент РЕН ТВ Тимур Солдатиков узнал подробности.
Вот уже больше полугода Татьяна Смирнова пытается понять: к кому же ей теперь идти за помощью, чтобы не лишиться последнего. К юристу, который обещал решить ее вопрос в суде, Виктории Бельченко, она уже однажды обращалась. Закончилась эта история не самым лучшим образом. По словам клиентки, специалист приехала на встречу, ознакомилась с документами, после чего стороны заключили договор на 45 тысяч рублей. Как только оплата прошла, юрист пропала.
"Заключение договора, много обещаний. Она не является в суд, ничего не делает. В итоге все пишут ей: давайте расторгнем договор, возвращайте деньги. Она говорит: да-да-да, я вам верну через две недели все деньги. В итоге, так ничего и не возвращает", – рассказывает клиент Виктории Бельченко Татьяна Смирнова.
Вернуть свои средства Татьяна пытается уже больше года. Считая себя жертвой мошенницы, она писала заявление сначала в полицию, потом в надзорное ведомство. Однако помощи не дождалась.
"Мне пришел отказ в возбуждении уголовного дела из прокуратуры. Нет состава преступления, идите в суд", – добавляет клиент Виктории Бельченко Татьяна Смирнова.
В правоохранительных органах считают, что произошедшее не выходит за рамки гражданско-правовых отношений. Максимум, о чем может идти речь – это нарушение договора. Обсудить его условия клиенты и исполнитель в очередной раз решили по телефону. Однако Виктория предпочитает общаться в письменном виде.
– Вам написано письмо, вы получите на почте.
– Какое письмо?
– Вам отправлено Почтой России письмо, чтобы вы предоставили реквизиты для возврата вам денег.
В этом документе Виктория требует оплатить уже выполненные услуги. Пишет, что готова сделать возврат за остальные на банковский счет. Но клиенты недоумевают, зачем такие сложности, ведь они платили юристу наличными или переводом на карту. В числе тех, кто считает себя обманутым, – Карен Гаспарян. Он уже два месяца пытается догнать правозащитника, чтобы объяснить, что больше не нуждается в ее услугах, и получить свои средства назад.
"Она мне пару месяцев назад звонила. Говорит: вы не думайте, что я пропала, я обязательно дела доведу до конца, я здесь. Я говорю: не надо доводить дела, ты деньги верни. – Да, хотите я деньги верну, вечером вернусь, посчитаю. Верну все, не переживайте. И все. На любой звонок приходит ответ: я в суде, я в метро, я в отъезде", – делится клиент Виктории Бельченко Карен Гаспарян.
В отличии от клиентов, нам удалось найти свободное окно в загруженном графике Виктории Бельченко. Она побеседовала с нами после одной из своих встреч, и заявила, что клиенты сами не проявляют инициативы.
"Что они делают? Они не звонят мне, они не говорят: Виктория, давайте решать вопрос. Более того, им отправлены всем письма о расторжении договоров, чтобы они прислали реквизиты для отправки денег. Что они делают? Они получают письма. На вопрос они не отвечают, реквизиты не предоставляют", – заявляет юрист Виктория Бельченко.
Сразу же после этой встречи проблема Карена Гаспаряна сдвинулась с мертвой точки. Виктория пообещала вернуть ему деньги. Правда, частями, и не в ближайшее время. Специалисты не исключают, что юрист прибегает к такой практике, чтобы не стать фигуранткой уголовного дела.
"Сам по себе факт игнорирования звонков, СМС-сообщений или неоказания услуги при уплаченных деньгах еще не означает того, что человек совершил мошенничество. Правоохранительным органам необходимо установить, по какой причине это произошло. Если человек изначально не намеревался исполнять эти услуги, не мог их оказывать, тогда здесь безусловно будет присутствовать состав преступления", – напоминает адвокат Михаил Тимошатов.
Не исключено, что клиентам придется встретиться с юристом в суде. Правда, там она будет защищать уже не их права, а свои собственные.