Найти тему

Рождество и Новый год в творчестве художников и поэтов ХIХ – начала ХХ века

Собрала для вас картины и стихи для создания праздничной атмосферы.
Когда основные предновогодние хлопоты уже позади, а резать салаты и месить тесто ещё рано, предлагаю вам немного отвлечься. Можно устроиться поудобнее и отправиться в путешествие на столетие назад. Давайте посмотрим,
как художники и поэты отражали в своем творчестве Новогодние и Рождественские праздники.

И сначала чуть-чуть истории.
Все знают, что Новый год в России стали отмечать с 1700 года благодаря Указу Петра Первого. Но очень долго, вплоть до конца девятнадцатого века, всё же главным праздником оставалось Рождество. И рождественские гуляния продолжались до Крещения, которое приходилось на 6 января. Поэтому Новый год попадал в череду праздничных дней и отмечали его чаще всего дома, в семейном кругу.
А традиция наряжать Рождественскую елку в богатых домах появилась в России лишь ближе к середине девятнадцатого века. Но мы не найдем картины с изображением праздника в эти годы, так как в живописи преобладал академизм и картины из реальной жизни появляются только во второй половине позапрошлого века. Поэты же значительно раньше обращаются к теме зимних праздников. Но настроение в их стихах не всегда было очень веселое.

Что не скажешь про картину Сергея Васильевича Досекина (1869-1916) «Подготовка к Рождеству». Написанная в 1896 году она напоминает нам, как мы сами спустя сто лет дома и в школе клеили из бумаги новогодние украшения. У меня до сих пор хранится подобная гирлянда из разноцветных колечек. Картина сразу погружает нас в уютную домашнюю атмосферу, где все заняты делом и где царит настроение предвкушения праздника.

Сергей Досекин. Подготовка к Рождеству. 1896. Ульяновский областной художественный музей
Сергей Досекин. Подготовка к Рождеству. 1896. Ульяновский областной художественный музей

А поэтическую подборку хочется начать с самых известных новогодних строк, которые неизменно ассоциируется с нашим собственным детством. Раиса Адамовна Кудашева (1878-1964) писала сценарии для детских утренников и её стихи предназначались для того, чтобы дети читали их по четверостишиям. Но судьба стихотворения 1903 года, появившегося в декабрьском номере журнала «Малютка», оказалась удивительно счастливой. Леонид Карлович Бекман сочинил на эти строки из журнала песенку для своей двухлетней дочери в 1905 году. А теперь ни один детский (а порой и взрослый) новогодний праздник не обходится без песни «В лесу родилась елочка»:

Раиса Кудашева
В лесу родилась елочка

В лесу родилась елочка,
В лесу она росла,
Зимой и летом стройная,
зеленая была.
Метель ей пела песенку:
«Спи, елочка, бай-бай!»
Мороз снежком укутывал:
«Смотри, не замерзай!»
Трусишка зайка серенький
Под елочкой скакал.
Порою волк, сердитый волк,
Рысцою пробегал.
Веселей и дружней пойте, деточки!»
Склонит ёлка скорей свои веточки.
В них орехи блестят золоченые…
Кто тебе здесь не рад, ель зеленая?.
Чу! Снег по лесу частому
Под полозом скрипит.
Лошадка мохноногая
Торопится, бежит.
Везет лошадка дровенки,
На дровнях старичок.
Срубил он нашу елочку
Под самый корешок.
И вот ты здесь, нарядная,
На праздник к нам пришла.
И много-много радости
Детишкам принесла.
Веселей и дружней пойте, деточки!
Склонит елка скорей свои веточки.
Выбирайте себе, что понравится…
Ах, спасибо тебе, ель-красавица!..
1903


В домах готовят игрушки и гирлянды на ёлку, а на заснеженных улицах идут приготовления к праздничным ярмаркам. Как это происходило в родной деревне
Аполлинария Михайловича Васнецова (1856-1933) мы можем рассмотреть в его акварельной работе «Приготовление к новогодней ярмарке» из серии «Моя Родина». Созданная уже после революции 1917 года, в тяжелый для художника период, когда он был отстранен он преподавательской деятельности и разлучен со своими учениками, эта серия работ была ностальгическим возвращением художника в детство. И эта акварель стала детским воспоминанием автора о счастливом ожидании праздника в Вятском краю.

Аполлинарий Васнецов. Приготовление к новогодней ярмарке. 1919. Бумага, карандаш, акварель. 60,9 х 89,3. Государственная Третьяковская галерея
Аполлинарий Васнецов. Приготовление к новогодней ярмарке. 1919. Бумага, карандаш, акварель. 60,9 х 89,3. Государственная Третьяковская галерея

Стихотворение Александра Николаевича Вертинского (1889-1957) написано немного позже, чем выбранный мной период, но уж очень оно созвучно картине Аполлинария Васнецова по настроению. Артист написал его, находясь за границей, и поэтому в нем мы тоже слышим ностальгические нотки воспоминаний. К тому же с конца 1920-х годов празднование Рождества в Советском Союзе было практически запрещено, но Вертинский грустит именно об этом утраченном празднике:

Александр Вертинский
Рождество!..

Рождество в стране моей родной,
Синий праздник с дальнею звездой,
Где на паперти церквей в метели
Вихри стелют ангелам постели.
С белых клиросов взлетает волчий вой...
Добрый праздник, старый и седой.
Мёртвый месяц щерит рот кривой,
И в снегах глубоких стынут ели.
Рождество в стране моей родной,
Добрый дед с пушистой бородой,
Пахнет мандаринами и ёлкой
С пушками, хлопушками в кошёлке.
Детский праздник, а когда-то мой.
Кто-то близкий, тёплый и родной
Тихо гладит ласковой рукой.
Время унесло тебя с собой,
Рождество страны моей родной.
1934


И переносимся в картину
Александра Алексеевича Бучкури (1870-1942) «Рождественский базар», на которой во всю уже кипит бойкая торговля ёлками, игрушками, праздничными украшениями и сладостями. Яркие краски, улыбающиеся лица – всё говорит о приближающемся радостном празднике.

Александр Бучкури. Рождественский базар. 1906. Холст, масло. Одесский художественный музей
Александр Бучкури. Рождественский базар. 1906. Холст, масло. Одесский художественный музей

Скорей всего свою картину Александр Бучкури писал в Петербурге, где он учился в мастерской Ильи Репина. И это делает поразительным то, что в том же 1906 году свое стихотворение написал и Александр Александрович Блок (1880-1921). Они будто наблюдали одну и ту же ситуацию в волшебные предрождественские деньки в городе на Неве:

Александр Блок
Рождество

Звонким колокол ударом
Будит зимний воздух.
Мы работаем недаром –
Будет светел отдых.
Серебрится легкий иней
Около подъезда,
Серебристые на синей
Ясной тверди звезды.
Как прозрачен, белоснежен
Блеск узорных окон!
Как пушист и мягко нежен
Золотой твой локон!
Как тонка ты в красной шубке,
С бантиком в косице!
Засмеешься – вздрогнут губки,
Задрожат ресницы.
Веселишь ты всех прохожих –
Молодых и старых,
Некрасивых и пригожих,
Толстых и поджарых.
Подивятся, улыбнутся,
Поплетутся дале,
Будто вовсе, как смеются
Дети, не видали.
И пойдешь ты дальше с мамой
Покупать игрушки
И рассматривать за рамой
Звезды и хлопушки…
Сестры будут куклам рады,
Братья просят пушек,
А тебе совсем не надо
Никаких игрушек.
Ты сама нарядишь елку
В звезды золотые
И привяжешь к ветке колкой
Яблоки большие.
Ты на елку бусы кинешь,
Золотые нити.
Ветки крепкие раздвинешь,
Крикнешь: «Посмотрите!»
Крикнешь ты, поднимешь ветку,
Тонкими руками…
А уж там смеется дедка
С белыми усами!
1906


Не могу оставить без внимания и картину
Бориса Михайловича Кустодиева (1878-1927) «Елочный торг» 1918 года. В стране идет гражданская война, голод и разруха, а художник, как и Аполлинарий Васнецов ищет спасение в своем творчестве, продолжая создавать радостные картины прошлой жизни. Женщины в мехах, принарядившаяся лошадка, огромные ели – пусть на картине, но праздник всё же будет в доме Кустодиевых.

Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918. Холст, масло. 98 x 98. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Борис Кустодиев. Елочный торг. 1918. Холст, масло. 98 x 98. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

А среди серьезных стихов Саши Чёрного (Александр Михайлович Гликберг, 1880-1932) на запрещенную тогда религиозную тему Рождества есть и совсем безобидный детский разговор с ёлкой:

Саша Чёрный
Рождественская

Зеленая елка, где твой дом?
– На опушке леса, над тихим холмом.
Зеленая елка, как ты жила?
– Летом зеленела, а зимой спала.
Зеленая елка, кто тебя срубил?
– Маленький, старенький дедушка Памфил.
Зеленая елка, а где он теперь?
– Курит дома трубку и смотрит на дверь.
Зеленая елка, скажи — отчего?
– У него, у дедушки, нету никого.
Зеленая елка, а где его дом?
– На каждой улице, за любым углом…
Зеленая елка, а как его позвать?
– Спросите-ка бабушку, бабушку и мать…
1920


На картине «
Рождественская ёлка» Алексея Михайловича Корина (1865-1923) мы видим, что елку уже установили в доме и девушка, судя по переднику, видимо служанка, начала развешивать игрушки. Таинство происходит вечером при свете настольной лампы, чтобы утром дети могли порадоваться нарядной красавице.

Алексей Корин. Рождественская ёлка. 1910. Холст, масло. 44,5 х 30. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
Алексей Корин. Рождественская ёлка. 1910. Холст, масло. 44,5 х 30. Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар

Возможно, глазами такого проснувшегося утром ребенка смотрел Осип Эмильевич Мандельштам (1891-1938) в своем стихотворении на елку, которую принесли из леса уже в золотых украшениях и с волками в ветвях:

Осип Мандельштам
Сусальным золотом горят...

Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки,
В кустах игрушечные волки
Глазами страшными глядят.
О, вещая моя печаль,
О, тихая моя свобода
И неживого небосвода
Всегда смеющийся хрусталь!
1908


Александр Викторович Моравов (1878-1951)
изобразил в своем произведении «Рождественская ёлка» тихий семейный вечер возле нарядной ели. Все члены семьи собрались за чтением около стола, освещенного лампой. А ёлка погрузилась в загадочную тень, ожидая праздника. В 1921 году ёлки ещё не запрещались, но само Рождество считалось пережитком прошлого – буржуазным предрассудком.

Александр Моравов. Рождественская ёлка (Ёлка в семье художника). 1921. Тверская областная картинная галерея
Александр Моравов. Рождественская ёлка (Ёлка в семье художника). 1921. Тверская областная картинная галерея

А свое чудесное стихотворение, посвященное рождественской ёлке и традиции праздника, Семён Яковлевич Надсон (1862-1887) написал задолго до революционных лет. Поэту и самому тогда было всего 20 лет. К сожалению, очень талантливый юноша не дожил и до двадцати пяти – простудился, заболел чахоткой, лечился за границей, потом в Ялте, но так и не смог поправиться. А замечательные строки, написанные ещё до болезни, продолжают нас радовать своей простотой и душевностью:

Семен Надсон
Легенда о елке

Весь вечер нарядная елка сияла
Десятками ярких свечей,
Весь вечер, шумя и смеясь, ликовала
Толпа беззаботных детей.
И дети устали… потушены свечи,
Но жарче камин раскален,
Загадки и хохот, веселые речи
Со всех раздаются сторон.
И дядя тут тоже: над всеми смеется
И всех до упаду смешит,
Откуда в нем только веселье берется, –
Серьезен и строг он на вид:
Очки, борода серебристо-седая,
В глубоких морщинах чело, –
И только глаза его, словно лаская,
Горят добродушно-светло…
«Постойте, – сказал он, и стихло в гостиной…–
Скажите, кто знает из вас, –
Откуда ведется обычай старинный
Рождественских елок у нас?
Никто?.. Так сидите же смирно и чинно, –
Я сам расскажу вам сейчас…
Есть страны, где люди от века не знают
Ни вьюг, ни сыпучих снегов,
Там только нетающим снегом сверкают
Вершины гранитных хребтов…
Цветы там душистее, звезды – крупнее.
Светлей и нарядней весна,
И ярче там перья у птиц, и теплее
там дышит морская волна…
В такой-то стране ароматною ночью,
При шепоте лавров и роз,
Свершилось желанное чудо воочью:
Родился Младенец-Христос…»
1882


Как и для многих художников, для
Зинаиды Евгеньевны Серебряковой (1884-1967) послереволюционные годы были очень трагичны. Потеряв мужа и не имея даже денег на холсты и краски, единственное своё утешение она находила в творчестве и в детях, а у неё было два сына и две дочери. Вот младших девочек она и запечатлела у праздничной ёлки в квартире своего деда, где они проживали вместе с дядей художницы – знаменитым Александром Бенуа. Он то и устраивал для детей праздник. Один из портретов «Катя в голубом у елки», выполненный пастелью, хранится в отделе графики Пушкинского музея.

Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922. Бумага на картоне, пастель. 63,6 х 47,5. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Зинаида Серебрякова. Катя в голубом у елки. 1922. Бумага на картоне, пастель. 63,6 х 47,5. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Очень бы хотелось, чтобы и у детей Зинаиды Серебряковой было такое же веселое празднование Рождества, как в стихах Алексея Николаевича Плещеева (1825-1893) про школьную ёлку:

Алексей Плещеев
Ёлка в школе

В школе шумно, раздается
Беготня и шум детей…
Знать, они не для ученья
Собрались сегодня в ней.
Нет, рождественская елка
В ней сегодня зажжена;
Пестротой своей нарядной
Деток радует она.
Детский взор игрушки манят
Здесь лошадки, там волчок,
Вот железная дорога,
Вот охотничий рожок.
А фонарики, а звезды,
Что алмазами горят!
орехи золотые!
Прозрачный виноград!
Будьте ж вы благословенны,
Вы, чья добрая рука
Выбирала эту елку
Для малюток!..
Редко, редко озаряет
Радость светлая их дни,
И весь год им будут сниться
Елки яркие огни.
1887


А вот где находится сейчас картина
Станислава Юлиановича Жуковского (1873 -1944) «Ёлка» неизвестно. Она была напечатана в журнале «Искра» 25 декабря 1913 года. А написана, скорей всего, в усадьбе Островки и является дневным вариантом произведения «Ночь под Рождество. Интерьер с ёлкой», хранящимся в Минске в Национальном художественном музее Республики Беларусь. Мы видим на картине наряженную елку, а также на столе стоят рождественские фигурки, игрушки и лежат маски – всё готово к весёлому празднику с карнавалом и всё замерло в ожидании чудес.

Станислав Жуковский. Ёлка. 1913
Станислав Жуковский. Ёлка. 1913

Как и в стихотворении Игоря Васильевича Северянина (Лотарёв, 1887-1941) всё наполнено волшебством трех прекрасных слов «ночь под Рождество»:

Игорь Северянин
Рождество на Ядране

А.В. Сливинскому
Всего три слова: ночь под Рождество.
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной божество.
В них – снег хрустящий и голубоватый,
И безалаберных веселых ног
На нем следы у занесенной хаты,
И святочный девичий хохолок.
Но в них же и сиянье Вифлеема,
И перья пальм, и духота песка.
О сказка из трех слов! Ты всем близка.
И в этих трех словах твоих – поэма.
Мне выпало большое торжество:
Душой взлетя за все земные грани,
На далматинском радостном Ядране
Встречать святую ночь под Рождество.
1931


Картина «
Рождество» стала для Сергея Алексеевича Коровина (1858-1908) одной из последних. Старший брат Константина Коровина всегда писал на остросоциальные темы, но страдая от тяжелой болезни сердца, теряя силы и имея очень сложное материальное положение, художник создает небольшую, но такую трогательную рождественскую работу. Мы видим праздничное утро, очень скромная комната, но елка наряжена, да и стол накрыт. Правда, только для двоих. А кот уже ждет угощения.

Сергей Коровин. Рождество. 1907. Холст, масло. Частное собрание
Сергей Коровин. Рождество. 1907. Холст, масло. Частное собрание

Вот так же и в поэтическом произведении Константина Михайловича Фофанова (1862-1911) ёлка немного грустит про былые дни:

Константин Фофанов
Нарядили ёлку в праздничное платье

Нарядили ёлку в праздничное платье:
В пёстрые гирлянды, в яркие огни,
И стоит, сверкая, ёлка в пышном зале,
С грустью вспоминая про былые дни.
Снится ёлке вечер, месячный и звёздный,
Снежная поляна, грустный плач волков
И соседи-сосны, в мантии морозной,
Все в алмазных блёстках, в пухе из снегов.
И стоят соседи в сумрачной печали,
Грезят и роняют белый снег с ветвей…
Грезится им ёлка в освещенном зале,
Хохот и рассказы радостных детей.


Ещё раз убеждаюсь в том, что необходимо радоваться каждому дню и каждому счастливому моменту жизни, чтобы потом не печалиться, вспоминая о былом.

Ну а мы переносимся в сказочный лес, где не срубленные ели «грезят и роняют белый снег с ветвей». В этом лесу гуляет прекрасная «Снегурочка» Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). Картина была написана по мотивам спектакля, который ставился на сцене Саввы Мамонтова по пьесе Александра Островского и над оформлением которого работал художник. Тогда это была весенняя сказка, а теперь Снегурочка стала героиней нашего любимого зимнего праздника.

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. Холст, масло. 115 х 79,8. Государственная Третьяковская галерея
Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899. Холст, масло. 115 х 79,8. Государственная Третьяковская галерея

Поэтесса Ольга Александровна Беляевская (точные годы жизни не известны: до 1865-после 1922) писала для детей, печаталась в детском журнале и участвовала в создании «первой книги для чтения» под названием «Для младших». В её новогоднем стихотворении дети пытаются разыскать Снегурочку в заснеженном лесу:

Ольга Беляевская
Снегурочка

Снегурочка! Ау! Ау!
В косматой шубе лес…
Ищу тебя, зову, зову,
Твой лёгкий след исчез.
Ты спряталась под ёлкою?
Зарылась ли в снегу?
Пробраться чащей колкою
Никак я не могу.
Снегурочка! Снегурочка!
Ау! Ау! Ау!
Тропинками знакомыми
Легко тебе бежать.
В сугробах буреломами
Как буду я шагать?
Исколот весь иголками,
В снегу увязну я.
Меж сумрачными ёлками
Мне не найти тебя.
И вдруг она явилася:
Под ёлкою стоит,
Еловой веткой колкою
К себе меня манит.
Осыпан весь снежинками
Серебряный убор,
Расшита шубка льдинками,
Искрится льдистый взор…
«Снегурочка! Снегурочка!» –
Я крикнуть ей хотел,
Искристый снег под ёлкою
Косматой прозвенел…
Снежные комья летят и мелькают.
Снежные комья лицо залепляют,
Снежные комья глаза мне слепят,
Снежные комья ее веселят.
Стихло. Качнулся встревоженный куст.
Слышен под ножкой проворною хруст.
1908


Вот таким праздник был сто лет назад.
Во время Первой Мировой войны Новый год считался вражеским и отмечать его запрещали, особенно этот запрет относился к украшенной ели. При Советской власти гонения начались уже на Рождество, а в 1929 году запретили оба праздника. Вернули детям ёлку только в декабре 1935 года. И с этого времени она вновь стала красоваться на картинах теперь уже советских художников. А сколько было сложено чудесных стихов и песен!
Но это уже другая история…

Всем желаю прекрасного предновогоднего настроения!

С добром и любовью, ваша Света В.

Прогулка по зимнему лесу в подборке картин и стихов:

А картины и стихи про зимние забавы в этой подборке:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц