Выбирать и дарить подарки — настоящее искусство. И особое удовольствие, когда подарок искренне радует получателя. За это мы любим праздники, в этом их настоящая магия — и, конечно, в ожидании чуда, что ваши желания тоже угадают и подарят нечто особенное.
Среди всех праздников Новый год и Рождество — самые красивые, ожидаемые и народные: с ними поздравляют родных, близких, коллег и партнёров, знакомых и малознакомых людей. Мы в LIFEPRINT — практики и эксперты в корпоративных подарках, изучили тему — и делимся интересными фактами о подарках в преддверие одного из самых ожидаемых праздников в году.
Новогодняя ель, её украшения и первые подарки на Земле
Первые рождественские подарки, что логично, были подарены на Рождество. Как известно из Библии, волхвы принесли дары младенцу, к которому их привела Звезда. По преданию, это были золото, ладан и смирна — символы власти, могущества и напоминание, что человек смертен.
Об этих событиях напоминает и украшенное рождественское дерево (позднее — новогодняя ель), с непременной звездой на макушке. Украшения на праздничном дереве долгое время были съедобными — и они же были подарками, которые каждый снимал себе с ёлочки на свой вкус.
Символы угадываются легко: звезда на вершине — отсылка к Вифлеемской звезде. Фрукты, особенно яблоки — символ того плода, что Ева преподнесла Адаму. Пряники и фигурное печенье, которые пекли всей семьёй — как хлеб для причастия. А свечи — самый опасный элемент всего убранства — есть знак жертвенности Христовой.
— Такие расшифровки праздничной символики содержатся во многих книгах. Впрочем, есть свидетельства, что подарки дарили ещё в Древнем Египте и Месопотамии задолго до описываемых в Писании событий. Вручение подарка символизировало благосклонность и мирные помыслы. Тогда же возник обычай обмениваться подарками в честь праздников — и организовывать праздники, чтобы дарить подарки.
Рождественская символика: от яблок и картофелин до золочёных ёлочных шаров
И всё-таки украшенное дерево — символ скорее языческий. Согласно летописям, древние германские племена задабривали злых духов, бушевавших зимой особенно яростно, развешивая на ветви угощения. Чаще всего это были коренья — картофель, репа — и фрукты, прежде всего яблоки.
Считается, что и перенос языческой традиции в христианство принадлежит жителям Германии. Сохранились свидетельства, что украшенная рождественская ель собирала семью на праздник ещё в XVI веке. Каждая деталь была важна: совместная подготовка к празднику, вместе приготовленные кушанья, подарки, выполненные своими руками всеми членами семьи. И, конечно, наряженная всеми от мала до велика ёлка, у которой проходила праздничная трапеза.
Впрочем, ёлка как символ Рождества приживалась долго: в католических семьях символом праздника был и оставался вертеп, изображение сцены рождения Христа, и ёлка многими считалась излишеством. То есть ещё более желанным объектом, что логично.
А первыми несъедобными ёлочными игрушками мы обязаны... неурожаю яблок. Якобы из-за этого где-то в конце XIV века в Европе предприимчивые стеклодувы догадались многократно увеличить выручку, выпуская не только практичную посуду, но и нарядные шары на рождественскую ель.
Помимо стеклянных, стали появляться и другие ёлочные украшения артельного и фабричного производства: в музеях хранятся экспонаты XVII века, среди которых золочёные шишки, фигурки из фарфора, золотой и латунной проволоки. Но и популярность игрушек ручного производства не уступала: их делали из шишек, кусочков ткани, серебряной фольги, бумаги, картона, ваты.
Эволюция рождественского подарка в Европе
Постепенно праздник из сугубо домашнего и семейного стал превращаться в светский — и этикет предписывал приходить на праздник с подарками. На смену домашним съедобным подаркам пришли сувениры в виде деталей интерьера или убранства той самой рождественской ели, у которой устраивали праздник. Кто-то дарил рукодельные игрушки, а люди обеспеченные могли позволить себе игрушки фабричного производства, многие из которых представляли собой истинные произведения искусства.
Первые ёлочные шары стоили баснословных денег и были одними из самых желанных подарков на праздники — их берегли, коллекционировали, передавали из поколения в поколение. Кроме шаров, из стекла изготавливали различные фигурки, которыми украшали рождественское дерево, бусы и композиции из них. Куклы, зверушки, символы Нового года — Санта Клаус (Святой Николай) со свитой или, позднее, его российский «родственник» Дед Мороз.
Так зародилась индустрия рождественских подарков, законодателями в которой были производители ёлочных игрушек. Мода на них менялась не реже веяний моды в нарядах и причёсках: то пышные, многоцветные, то сдержанные, в одном цвете — чаще алые, золотые, серебряные.
Следом пришла мода украшать рождественскую ель игрушками в одном стиле и единой цветовой гамме — и, не зная точно, как должна выглядеть рождественская ель, можно было не угадать с подарком. Так ёлочная игрушка перестала быть чуть ли не единственным вариантом подарка на Новый год и Рождество.
Пальму первенства в конце XIX – начале ХХ вв. снова перехватили подарки съедобные— только теперь это чаще всего был фигурный шоколад. В 1840 году бельгийская шоколадная фабрика Berwaerts запатентовала изобретение форм для шоколада — это были и человеческие фигурки, и зверушки, и конфеты всевозможных форм.
Чтобы сохранить хрупкую шоколадную фигурку, вошли в моду бонбоньерки — коробочки для конфет. От самых простых до ювелирных, разных форм, а для детей чаще всего выбирали бонбоньерки в виде игрушек: фарфоровых фигурок животных, расписных жестяных паровозиков и деревянных домиков, доверху наполненных сладостями.
Подарки часто были «с секретом» — под обёрткой конфеты или в коробочке можно было найти пожелание, загадку или изречение, обещавшее что-то приятное на следующий год. Пожелания и загадки содержания были в основном духовного.
Помимо сладостей и ёлочных украшений традиционным подарком на Рождество в Европе стала «рождественская звезда» — цветок пуансеттия, выращенный специальным способом, чтобы верхние листья у него были красными, или клевер в горшке — как пожелание удачи и денег.
Российские традиции празднования Рождества и Нового года
В Россию обычай наряжать ель на Рождество в XIX веке привезла императрица Александра Федоровна (урождённая Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская), супруга Императора Николая I уже в первой половине XIX века. Под богато наряженной пушистой елью раскладывали подарки для всех членов семьи — а ещё завели традицию пускать на Рождество в Зимний дворец всех желающих полюбоваться на диковинную ель. Так обычай ставить дома ёлки и класть под них подарки распространился очень быстро.
Конечно, роскошное убранство и дорогие подарки могли себе позволить не все семьи, но даже несколько элементов: ветви с картинками-открытками, бусами, «снежком» из подручных материалов оживляли жилища бедняков и дарили предвкушение праздника.
Среди подарков большой популярностью пользовались сладости и игрушки. Причём игрушки были настоящим произведением искусства: фарфоровые куклы в шикарных нарядах из бархата и парчи, c кукольными домиками, приданым, каретами, а для мальчиков — ружья и лошадки, порой даже очень похожие на настоящие.
В Советской России ёлки запретили как пережиток буржуазного прошлого и из-за религиозного контекста, и реабилитировали их только в 1935 году, переименовав из рождественской в новогоднюю. Так началась эпоха светских подарков, «ёлок» и индустрии производства советской новогодней игрушки.
Корпоративные подарки современности
С развитием маркетинга и брендинга появилось такое понятие как корпоративный подарок — когда его дарят не от имени конкретного человека, а наносят логотип и другие фирменные элементы, дарят от компании и тем самым осуществляют рекламную функцию, напоминая о сотрудничестве и знакомстве. Самые распространённые примеры — фирменная канцелярия, кружки, органайзеры для офиса, календари с логотипом, напоминающие о дарителе на рабочем месте круглый год.
Есть и более интересные варианты, когда брендирование происходит в процессе производства: вспомните вымпелы советских производств, мерч и сувениры спортивных команд (эта традиция сохранилась сполна), а также производство различных предметов на заказ с заданными характеристиками — от цветов и качества до узоров и размеров заказчика.
Так традиция дарить подарки на Рождество самым близким стала куда шире и превратилась в традицию дарить подарки на Новый год и близким, и друзьям, и коллегам, партнёрам, клиентам. Это прежде всего демонстрирует лояльность бренда своей аудитории, а их использование подарка — ответный шаг лояльности к бренду-дарителю.
LIFE PRINT на протяжении 10 лет занимается подбором корпоративных подарков и сувениров из наличия и их брендированием, изготовлением эксклюзивных подарков оптом на заказ. Консультируем клиентов по подбору сувенирной продукции, помогаем с планированием затрат и грамотным распределением заказов. А ещё отслеживаем тренды в индустрии и рассказываем вам об их применении по различным корпоративным поводам в соцсетях, прислушиваемся к потребностям и пожеланиям заказчиков и всегда можем предложить лучший вариант и по бюджету, и по решению стоящих перед брендом задач.
Выпустили декабрьский Гайд по маркетинговому планированию, который поможет разобраться с распределением задач, затрат и направлений работы, подбором сувениров, подарков, мерча и прочими смежными направлениями, вплоть до организации мероприятий. Коротко мы изложили его в нашей статье на vc.ru и оформили в полноценную брошюру, который отправляем всем нашим подписчикам телеграм-бот.
Мы поздравляем вас с наступающим Новым годом и желаем ставить перед собой и бизнесом амбициозные цели, тщательно планировать их достижение и добиваться результата при любых внешних обстоятельствах. Всегда готовы вам в этом помогать — ведь мы любим делать подарки, полиграфию, упаковку и прочую сувенирную продукцию такими, чтобы они лучше всякой рекламы рассказывали клиентам и партнёрам о вас, вашем бренде, продукции и возможностях, удерживали сомневающихся и привлекали новых. Прибыли и развития вас в Новом году! И до встречи!