Найти тему
Эзотерика ВПК

Другой дизель. Санкции и ВМФ.

Знакомо ли Вам чувство, когда долго работал над важным проектом, тратил на него кучу времени и средств, ошибался, переделывал, а вместо реализации весь проект пришлось выкинуть и заменить чем-то попроще? Недавно подобное чувство должно было посетить сотни российских кораблестроителей. Только вот время и средства, потраченные ими, невозможно измерить, ведь речь идет об изменениях в структуре ВМФ.

Из открытых источников можно знать, что еще в СССР ВМФ начал уходить от концепции москитного флота. Для защиты прибрежной зоны планировалось заменить ракетные катера и малые противолодочные корабли одним универсальным сторожевым кораблем: «фрегатом» или «корветом». Это решение не уникальное, о чем намекают названия новых типов кораблей. И, конечно, оно имеет как сторонников, так и противников. Многие заслуженные конструктора-катерники были недовольны. Со мной лично делился переживаниями один из главных конструкторов, пожилой, очень серьезный и уважаемый специалист: «Адмиралы хотят строить корабли, хотя наш катер называли «пистолет у виска империализма». Я в штабе им говорил, что катерами выиграли Великую Отечественную войну, но у них свои взгляды. Теперь только на экспорт строить остается».

За новую доктрину были объективные доводы: современное радиотехническое, противолодочное и ударное вооружение возможно разместить в корпусе одного небольшого корабля, при этом один корабль может быть дешевле двух катеров, не в пример мореходнее, живучее, может нести серьезное ПВО, полноценный вертолет с топливом и боезапасом, имеет запас на модернизацию, и, что довольно важно для России, может частично заменить более крупные корабли. Да и субъективные оценки не так однозначны, всё-таки непросто было пытаться во время Великой Отечественной решать катерами задачи сторожевых кораблей.

Как и положено при серьезном планировании, не пожелания и личные мнения, а изменения целей и возможностей корректировали план. Изначальный проект нового корабля, фрегата 12441, оказался для постсоветской России слишком сложным. Вместо него был спроектирован новый корабль поменьше и попроще – корвет 20380. Проект компромис; пренебрежительно его называют «большой катер». Для размещения необходимого вооружения и сокращения цены перешли на катерные нормы в вопросах обитаемости и применили сравнительно простую энергетическую установку: дизельные двигатели – редуктор – винт фиксированного шага.

1. Корпус недостроенного корабля 12441
1. Корпус недостроенного корабля 12441
2. Фрегат 12441 в сравнении с 11356
2. Фрегат 12441 в сравнении с 11356
Головной корвет, проект 20380, еще с ЗРАК «Кортик»
Головной корвет, проект 20380, еще с ЗРАК «Кортик»

Новый сторожевой корабль и в виде «Корвета» долго не мог войти в состав флота .

В период постройки первого 20380 я подрабатывал рабочим на «Северной верфи». Занимались мы, в основном, модернизацией правительственного теплохода «Россия». Для тогда еще нового президента на этот теплоход устанавливался спортзал и красивые салоны. Чтобы помещения «Первого пассажира» получились красивыми, на оборонном заводе вместе с нами работали финские бригады. Финны сначала не соглашались приезжать, пока им не поставили фильтры для воздуха и не обеспечили нормальное освещение. Зато потом мы смогли посмотреть на их работу, позавидовать: оказалось, что и на нашем заводе для подсветки участка работ не обязательно держать у уха напарника удлинитель с лампой накаливания, пытаясь уловить баланс между «н***я не вижу» и «с*ка горячо».

Т/Х «Россия» перед спуском на воду
Т/Х «Россия» перед спуском на воду

Отделку под новой белой надстройкой делали финны, под палубой русские приводили в порядок старые советские агрегаты, туда президент всё равно не спустится, там есть место для российских кораблестроителей и технологий.

Светильник, подобный тому, что использовался российскими судостроителями. Еще до LED — теплый, ламповый.
Светильник, подобный тому, что использовался российскими судостроителями. Еще до LED — теплый, ламповый.

Вторым объектом наших работ была достройка эсминцев 956-го проекта для Китая. Тогда РФ еще не «встала с колен» и имела технологии, интересные Китаю. Хотя и в те годы китайцы могли удивить отечественный ВПК. Например, для поиска ошибки в работе пушки они просто взяли и привезли высокоскоростную камеру. Засняли выстрел, посмотрели, что не так, и лишили наладчиков недели работы. ВПК же в ответ тоже удивил китайцев. Один из эсминцев сгорел: советский кабель со склада оказался слишком старым уже тогда.

А вот корпуса корветов пустовали, и никто не знал, сможет ли корабль победить экономику.
ВМФ не зря является основой ядерного щита: подчинить себе процессы распада в 2000-х смогли, экономику победили. Проектантом корабля было выбрано ЦМКБ «Алмаз». Это КБ успешно реализовало проекты советских катеров на экспорт как свои. Закупило новую технику, программное обеспечение, сохранило штат сотрудников и даже приобрело новые мощности — купило не вписавшееся в рынок КБ «Западное». ЦМКБ «Алмаз» не занималось до этого проектированием крупных кораблей, зато, за счет экспорта, оно было.
По тому же принципу в качестве поставщика маршевых двигателей и дизель-генераторов выступил «Коломенский завод». Большая часть его двигателей ставится на тепловозы, и пускай они немного коптят, зато производитель меньше зависит от гос. заказов и существует. Переживший две революции завод судовых двигателей «Русский дизель» уже и площадкой для сборки автомобилей «Форд» перестал быть.

-6
Это не пожар.
Это не пожар.

За счет подобных решений проект был достроен, а с появлением денег даже заложен небольшой серией. За 20 лет получили не совсем то что хотели, но впринципе, то что боле менее удовлетворяло. Концепция и общие идеи доктрине ВМФ соответствовали. Исполнение подкачало, но получили задел.

Деньги то в бюджете ВМФ появились, чтобы «работать». Вместе с началом финансирования пришли и новые требования. Для того, чтобы быть универсальным кораблем, недостаточно было «работы по морю». Для экспорта «русского мира» понадобились свои «маленькие Арли Берки (Arleigh Burke)». На все заказы начали устанавливать универсальные ракетные шахты комплекса «Калибр». Появился и проект модернизированного корвета — 20385. На нем заменили ракетный комплекс «Уран» на «Калибр», попытались улучшить обитаемость, увеличить мореходность, дальность. Что бы и свои берега защищать и от международных отношений прибыль иметь. Размеры корабля выросли, и для обеспечения заданной скорости, дальности, а главное, повышения надежности и «эксплуатационных качеств» (ведь словосочетание «дым свободы» уже вышло из тренда) коломенские дизеля заменили на немецкие МТУ. Это не было неординарным решением. И Мистрали уже были готовы к покупке. И старые двигатели имеют в своем составе импортные комплектующие, и вся «современность» корветов была обеспечена импортом. Даже эпоксидные смолы, из которых формировалась малозаметная для радаров надстройка корабля, изначально в России не производились. (Кстати горели они хуже пока смола не производилась в россии, но это возможно совпадение). Новый проект 20385 с импортными двигателями удовлетворял интересам флота, — «17 марта 2011 года пресс-служба компании «ОАО „Северная верфь“» сообщила о заключении с Министерством обороны РФ контракта на строительство 9 кораблей проекта 20385; контракт подписан в рамках госпрограммы вооружений до 2020 года». Ну а анонсирована была серия вообще в десятки единиц.

Хотели как лучше, получили 20385. Много косяков в этом проекте, но главная проблема —третий закон Ньютона. С 2014 года немецкие дизеля МТУ для России стали недоступны, и строительство кораблей приостановилось на несколько лет. Без антенны или пушки корабль можно ввести в строй, а потом доделать, или "притопить во избежание детонации боекомплекта" . А без двигателя — сложно.
Двигатели заменили на коломенские. "Просто поменять дизель» совсем не просто, это куча вспомогательных механизмов, расчетов, узлов крепления, чертежей и вся теоретическая общепроектная часть. Переделать весь проект невозможно быстро и дешево. Свет в окнах моего и других оборонных предприятий давно горит с 6 до 22 часов. Это не находка СВО, это нормальные условия труда при отсутствии годных профсоюзов. Только эффективность труда зависит не только от времени. В 2020 году с трудом сдали всего один, головной, 20385 «Гремящий». Сроки постройки второго, серийного, сгорели капитально вместе с кораблем. По официальной сводке — «Ночью у достроечной набережной при проведении сварочных работ произошло возгорание краски». Героическая работа ночью, на улице, зимой никакой серии в 9 кораблей не дала. (А импортозамещенные смолы добавили вопросов)

А вот это уже пожар
А вот это уже пожар
Питер а как будто южный город.
Питер а как будто южный город.
Вот она шахта "Калибров" и остатки надстройки 20385.
Вот она шахта "Калибров" и остатки надстройки 20385.

То, что досанкционные планы о составе флота не реализовать, вероятно, поняли задолго до пожара. На параде в честь дня ВМФ корабли "новых" типов, тех что планировались изначально, были представлены единичными не сданными образцами. Один фрегат 22350 — серия зависла из-за отсутствия украинских турбин. Один 20385, серия зависла из-за немецких дизелей, и один БДК 11711, гордый заместитель четырех «Мистралей». Зато "сенсацией" стали новые МРК с КР «Калибр» проекта 22800 и очень непривычный, огромный для своего класса, но тоже способный носить «Калибры» патрульный корабль 21160.

Головной и теперь единственный корвет проекта 20385 и фрегат 22350 на параде в честь дня ВМФ в Санкт-Петербурге
Головной и теперь единственный корвет проекта 20385 и фрегат 22350 на параде в честь дня ВМФ в Санкт-Петербурге

«РИА Новости» приводят цитату замминистра обороны Борисова: «серия малых корветов проекта 22800 позволит избежать задержки в обновлении корабельного состава ВМФ РФ… Этот проект — это некая альтернатива, чтобы не простаивать, а выдержать темп строительства кораблей ближней морской зоны". Это тогда еще можно было говорить про компромисы. Сегодня по данным РИА новосте в России есть 70 корветов. Санкции пошли "на пользу", 20385 не вышел, а корветов стало больше. "Компромисные" 22800-Каракурты, озерные 21631-Буяны, старосоветские 1234-Оводы и 1241-Молнии, стали считаться корветами.

МРК проекта 22800 первые заказы, с АК-630.
МРК проекта 22800 первые заказы, с АК-630.

Не произошло никакой революции в технике: для поиска подводных лодок и борьбы с крупными надводными соединениями противника все так же нужны гидроакустические станции, Серъезные РЛС, палубные вертолеты, настоящее ПВО и мореходность. Для защиты себя и соседних кораблей недостаточно престарелой АК-630 и оморяченного "Панциря". Просто пришлось расставить приоритеты и отказаться от универсальности. Катер проекта 21631 в сирийской компании доказал — запуск «Калибра» по берегу совершенно не требует наличия корабля.

Но проект 21631 тоже имеет импортные двигатели, предназначен для озер, плохо чувствует себя в море. Вот срочно был спроектирован и заложен сразу на нескольких заводах его морской аналог — 22800. А раз ни упрощение, ни импортозамещение, ни героизм рабочих не помогли ВМФ получить серийный массовый корабль, то применили метод капитана Врунгеля. То, что в СССР называли ракетным катером, назвали «Малый ракетный корабль» — МРК. Теперь и в шторм этот проект "поплывет" не как катер, а так, как назвали. И все остальные характеристики как у корабля будут. Жаль, тогда еще не было известно о возможности применения «Калибров» против электростанций. Ведь все вспомогательное вооружение МРК 22800 артиллерийское или ракетно-артиллерийское. Аналогичное тому, что с 1979-го года ставили на катера типа «Молния» 1241, 12417 с «Кортиком». Такой тип кораблей может называться «Малый ракетно-артиллерийский корабль». Аббревиатура МРАК дала бы плюс к борьбе с электрофикацией.

Ракетный катер «Молния» снимался в фильме «Особенности национальной охоты». И её киношный командир пафасно заявлял: «Да я авианосец на дно послать могу, если повезет, конечно». И не врал: при массированной комбинированной атаке на АУГ 70-х, 80-х годов несколько «Молний» на своих газотурбинных двигателях за счет скорости в 40+ узлов могли сблизиться с авианосцем и пустить огромные противокорабельные ракеты. Если повезет конечно. За 40 лет радиус обнаружения у авианосной группы НАТО не стал меньше. Появились системы спутникового слежения. Выросли возможности авиации по борьбе с катерами. Возможности ПВО новых российских катеров не выросли. За то скорость полного хода упала. Около 30 узлов проекту 22800 обеспечивают дизеля завода «Звезда». Эти изделия с шумностью дизелей и ресурсом турбин «не имеют аналогов в мире». Никто в мире не может поймать «неуловимого Джо» и повторить в судовом двигателестроении схему 60-х годов.
По работе я много раз бывал на советских «катерах». Помню, был в море на «Молнии», катер шел полным ходом, а мы сидели в машинном отделении и спокойно разговаривали с украинскими мотористами под умеренное шипение украинских же турбин. Теперь это невозможно. На постройке 22800 были украинцы, но перекричать грохот судового дизеля не поможет и политика. По размерам и энергетике 22800 ближе к другому легендарному проекту «москитного флота». С 1967 году в СССР велось строительство МРК 1234 «Овод». Этот проект и правда ракетный, он насыщен ракетным оружием так, что не только в ВМФ РФ увлеклись завышением класса и переименовали в корабль. В игре «Цивилизация» его возвели аж до «ракетного крейсера».

1234 Овод в роли "ракетного крейсера". Реальный крейсер и прославился реальнее.
1234 Овод в роли "ракетного крейсера". Реальный крейсер и прославился реальнее.
Овод и каракурт в реальном мире. На самом деле 22800 чуть-чуть больше. Но всё равно скромно стоит в отдалении, потому что ракеты у него меньше.
Овод и каракурт в реальном мире. На самом деле 22800 чуть-чуть больше. Но всё равно скромно стоит в отдалении, потому что ракеты у него меньше.

Старый (1967г) 1234-Овод имеет: 3х-вальную ЭУ с дизелями звезда, от 6 до 16 ПКР, ЗРК «Оса» и артиллерию. Новый 22800-Каракурт (2020г) - 3х-вальная ЭУ с дизелями звезда, 8 КР «Калибр» и артиллерия. Прогресс на лицо.

Замминистра обороны назвал 22800 «компромиссом», значит, не все задачи в мире можно решить одними «Калибрами». Не смотря на переименования в корабли, и 1234, и 1241, и 22800 входят в составы бригад ракетных катеров. А для корабельных задач в серии остался прошлый компромис 20380, но с новой башенно-мачтовой конструкцией, установили радары с фазированными антенными решетками. Из-за развала СССР ВМФ затянул переход от катеров к кораблям на 20 лет. И вместо полноценных фрегатов получил компромисный 20380. А постройку крупных кораблей типа Мистралей вобще пришлось доверить французам. Помогли от компромисов санкции, даже от «нулевого пакета» ВМФ шагнул обратно в 70–80-е, сразу на 40 лет назад. Вместе с дизелями эпохи Брежнева в «прибрежный» флот вернулась старая концепция малых ракетных «кораблей». А вместе с ней зоопарк проектов: два типа новых катеров, три вида корветов, патрульные корабли 22160 с мобилизационным контейнером и старые советские 1234, 1241. Всё это с разными запчастями, программами обучения экипажа, условиями базирования. Только чаще всего без противокорабелного оружия. Авианосец на войну с Россией не погонят, дешевле купить руководителей. Поэтому новые катера имеют дозвуковые ракеты вода-земля.
А ведь и Мистрали и корветы и фрегаты стояли в живую в Неве, Они реально могли быть частью ВМФ. А сколько еще полностью оечественных шедевров принесут новые санкции. Сейчас 22800 начали размещать в Ладоге, что бы и к парадам поближе и от противника подальше. А хватит ли озер под современные проекты из под настоящих санкций.

20380 до модернизации, 20380 с заказов 1007, 2103 и 20385.
20380 до модернизации, 20380 с заказов 1007, 2103 и 20385.
Корвет 20380 и МРК 1234
Корвет 20380 и МРК 1234
Экспортные и модернизированные 12418 «Молния» и «1234» Овод несут по 16 ПКР «Уран-Э» (Для тех кто любит считать ракеты, 16 - это больше чем 8 Калибров на 22800)
Экспортные и модернизированные 12418 «Молния» и «1234» Овод несут по 16 ПКР «Уран-Э» (Для тех кто любит считать ракеты, 16 - это больше чем 8 Калибров на 22800)
1234 тоже переименовали в Корабль. В умеренный шторм ходить может, но работать в таких условиях сложно.
1234 тоже переименовали в Корабль. В умеренный шторм ходить может, но работать в таких условиях сложно.
-19
Коломенский двигатель. Что будет если в кузнеце не хватит не гвоздя, а современного мотора.
Коломенский двигатель. Что будет если в кузнеце не хватит не гвоздя, а современного мотора.

Но кто же заглядывает в трюм. Снаружи 22800 не хуже чем теплоход Россия.

.