К заслугам бывшего губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, несомненно, относится создание в этой области практически «с нуля» автомобильного кластера. Напомним, что создание новой отрасли шло в условиях жесткой конкуренции с другими регионами, расположенными в Европейской части РФ, которые также предлагали «мягкие» условия и многочисленные льготы, лишь бы заполучить заводы зарубежных автопроизводителей на своей территории.
Но калужский губернатор Артамонов всех переиграл, и в областном центре и ближних пригородах города были размещены не только автосборочные производства, но и предприятия ряда мировых производителей автокомпонентов. Напомним, что в Калуге появился завод Volkswagen Group, предприятие ПСМА (Peugeot-Citroen-Mitsubishi), а также Volvo Truck по выпуску тяжелой грузовой техники. Кроме того, на калужскую землю «приземлились» гигант шинной индустрии Continental, испанский Gestamp и др. Этими достижениями Артамонов гордился, поэтому каждую осень в Калуге совместно с федеральным изданием «Ведомости» проводилось ежегодное мероприятие, точнее, конференция профессионалов автомобильной индустрии и авторынка под названием «Автоэволюция». В заключительной части которой гостей форума вывозили на экскурсии на предприятия автокластера, чтобы они могли увидеть реальные достижения региона и отрасли. Но это все лирика. В один момент весной прошлого года все зарубежные автопроизводители свернулись и ушли из РФ.
И теперешнему калужскому губернатору Владиславу Шапше досталось наследство - в один момент славные достижения предшественника превратились в тяжелую ношу. Найти новых собственников предприятий, запустить на них производство, решить кадровые и социальные проблемы. В своем телеграм-канале 12 декабря губернатор бодро рапортовал.
Наши планы по перезапуску калужского автопрома в силе. Провел рабочую встречу с представителями компании «Автомобильные технологии», это индустриальный партнер ПСМА. Обсудили детали запуска производства, который состоится в ближайшее время, и перспективы развития завода. Для региона это важное событие. Все подробности обязательно буду вам сообщать.
Но сегодня в конце года можно отметить, что только с калужским заводом Volvo Truck пошло более-менее гладко. Был найден покупатель на эти активы. Это Дмитрий Стрежнев из ОМГ (про промежуточное звено структур Игоря Кима умолчим). Самое главное, что началось производство на этих мощностях – сегодня здесь выпускают автомобили повышенной проходимости NEXT, то есть «Урал». Завод Volvo Truck теперь называется калужское машиностроительное предприятие «АМО», которое входит в ГК «Промышленные инвестиции». Здесь до конца года планируют собрать 50 автомобилей, а в следующем 2024 году выйти на выпуск 2000 отечественных грузовиков линейки NEXT.
Но самое главное, что у калужского «АМО» есть партнер из дружественной страны. Это китайская марка Chenglong, выпуск грузовиков которой в перспективе освоят в Калуге. Это будут строительные самосвалы, седельные тягачи и автомобильные шасси. Впрочем, если все пойдет по плану, то данный проект будет первым удачным в калужском автокластере.
С заводом Volkswagen Group произошла «осечка». Губернатор рассказывал, что до конца текущего года предприятие все же будет запущено. Инсайдеры сообщали о том, что с конвейера бывшего завода немецкого производителя будут сходить партии китайских Chery Tiggo 7 Pro Max. Производство будет идти по нарастающей. Первая партия - 120 авто, затем - 240 авто и так далее. Но тут произошла заминка. И Владислав Шапша объяснил ее так.
«Просто не могу анонсировать эти переговоры, которые ведутся, и те результаты, которые мы получили. Потому что это, во-первых, предмет коммерческой тайны, а, во-вторых, мы просто видим, как конкуренты ловят каждое наше слово, бегут нам сразу палки в колеса вставлять. Но мы все равно этот завод запустим. То, что не сделали в конце этого года, сделаем в начале следующего года. И все у нас будет развиваться как надо», — рассказал губернатор Шапша.
Как интерпретировать эти слова? То есть ведутся переговоры с китайским партнером, других все равно нет. Только партнеры уехали их по пути перехватывают представители других регионов, у которых простаивающие мощности и предлагают более льготные условия? Как в свое время губернатор Артамонов «завлекал» в область зарубежных автопроизводителей. Или все–таки китайский партнер выставляет какие-то трудновыполнимые условия? Но самое интересное. Вчера на конвейере бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге замечена сборка кроссоверов Chery Tiggo7 Pro. Неужели это АвтоВАЗ вставляет «палки в колеса» калужанам? В общем, сплошной туман. Остается только подождать, какая же площадка для Chery станет основной – питерская или калужская?
Еще один секрет сгустился над заводом ПСМА. 20 декабря вроде запустили производство. По всем автомобильным ресурсам показали это фото как доказательство. Но опять же губернатор ничего конкретного о партнере ПСМА или марке не говорит.
«До конца года здесь будет собрана пилотная партия из 48 автомобилей. В 2024 году начнется серийное производство. Конечно, всем интересно узнать модель локальной сборки. Компания обязательно объявит об этом на старте продаж», - пишет губернатор в своем телеграм-канале.
Кто-то узнал в этом пикап Mitsubishi L200, кто-то многозначительно начал утверждать о среднеразмерных французских кроссоверах. В общем, опять туман.
Вот так с трудом "заводится" автокластер в Калужской области. Как к этому относиться? Очень просто. Зарубежные автопроизводители в предыдущие два десятилетия создали на территории РФ мощности по выпуску более 3,5 млн автомобилей. Российский рынок сегодня это 1 млн автомобилей в год. В ближайшие годы максимум, на который он сможет вырасти - это уровень 2017-2021 гг, то есть 1,3 - 1,7 млн автомобилей в год (см.инфографику). Следовательно мощности избыточны по отношению к рынку. Соответственно, если какие-то мощности не будут востребованы, то они либо будут простаивать, либо просто перепрофилированы на выпуск другой продукции. А китайских автопроизводителей не следует рассматривать как героев популярного сериала "Чип и Дейл спешат на помощь". У них свои собственные корыстные интересы на нашем рынке.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz