Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Почему российский автокластер барахлит: Chery мудрит, «Лев» в тумане, а «Урал» объявился в Калуге

К заслугам бывшего губернатора Калужской области Анатолия Артамонова, несомненно, относится создание в этой области практически «с нуля» автомобильного кластера. Напомним, что создание новой отрасли шло в условиях жесткой конкуренции с другими регионами, расположенными в Европейской части РФ, которые также предлагали «мягкие» условия и многочисленные льготы, лишь бы заполучить заводы зарубежных автопроизводителей на своей территории.

Но калужский губернатор Артамонов всех переиграл, и в областном центре и ближних пригородах города были размещены не только автосборочные производства, но и предприятия ряда мировых производителей автокомпонентов. Напомним, что в Калуге появился завод Volkswagen Group, предприятие ПСМА (Peugeot-Citroen-Mitsubishi), а также Volvo Truck по выпуску тяжелой грузовой техники. Кроме того, на калужскую землю «приземлились» гигант шинной индустрии Continental, испанский Gestamp и др. Этими достижениями Артамонов гордился, поэтому каждую осень в Калуге совместно с федеральным изданием «Ведомости» проводилось ежегодное мероприятие, точнее, конференция профессионалов автомобильной индустрии и авторынка под названием «Автоэволюция». В заключительной части которой гостей форума вывозили на экскурсии на предприятия автокластера, чтобы они могли увидеть реальные достижения региона и отрасли. Но это все лирика. В один момент весной прошлого года все зарубежные автопроизводители свернулись и ушли из РФ.

Инфографика ИД КоммерсантЪ
Инфографика ИД КоммерсантЪ

И теперешнему калужскому губернатору Владиславу Шапше досталось наследство - в один момент славные достижения предшественника превратились в тяжелую ношу. Найти новых собственников предприятий, запустить на них производство, решить кадровые и социальные проблемы. В своем телеграм-канале 12 декабря губернатор бодро рапортовал.

Наши планы по перезапуску калужского автопрома в силе. Провел рабочую встречу с представителями компании «Автомобильные технологии», это индустриальный партнер ПСМА. Обсудили детали запуска производства, который состоится в ближайшее время, и перспективы развития завода. Для региона это важное событие. Все подробности обязательно буду вам сообщать.

-3

Но сегодня в конце года можно отметить, что только с калужским заводом Volvo Truck пошло более-менее гладко. Был найден покупатель на эти активы. Это Дмитрий Стрежнев из ОМГ (про промежуточное звено структур Игоря Кима умолчим). Самое главное, что началось производство на этих мощностях – сегодня здесь выпускают автомобили повышенной проходимости NEXT, то есть «Урал». Завод Volvo Truck теперь называется калужское машиностроительное предприятие «АМО», которое входит в ГК «Промышленные инвестиции». Здесь до конца года планируют собрать 50 автомобилей, а в следующем 2024 году выйти на выпуск 2000 отечественных грузовиков линейки NEXT.

-4

Но самое главное, что у калужского «АМО» есть партнер из дружественной страны. Это китайская марка Chenglong, выпуск грузовиков которой в перспективе освоят в Калуге. Это будут строительные самосвалы, седельные тягачи и автомобильные шасси. Впрочем, если все пойдет по плану, то данный проект будет первым удачным в калужском автокластере.

-5

С заводом Volkswagen Group произошла «осечка». Губернатор рассказывал, что до конца текущего года предприятие все же будет запущено. Инсайдеры сообщали о том, что с конвейера бывшего завода немецкого производителя будут сходить партии китайских Chery Tiggo 7 Pro Max. Производство будет идти по нарастающей. Первая партия - 120 авто, затем - 240 авто и так далее. Но тут произошла заминка. И Владислав Шапша объяснил ее так.

«Просто не могу анонсировать эти переговоры, которые ведутся, и те результаты, которые мы получили. Потому что это, во-первых, предмет коммерческой тайны, а, во-вторых, мы просто видим, как конкуренты ловят каждое наше слово, бегут нам сразу палки в колеса вставлять. Но мы все равно этот завод запустим. То, что не сделали в конце этого года, сделаем в начале следующего года. И все у нас будет развиваться как надо», — рассказал губернатор Шапша.

Как интерпретировать эти слова? То есть ведутся переговоры с китайским партнером, других все равно нет. Только партнеры уехали их по пути перехватывают представители других регионов, у которых простаивающие мощности и предлагают более льготные условия? Как в свое время губернатор Артамонов «завлекал» в область зарубежных автопроизводителей. Или все–таки китайский партнер выставляет какие-то трудновыполнимые условия? Но самое интересное. Вчера на конвейере бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге замечена сборка кроссоверов Chery Tiggo7 Pro. Неужели это АвтоВАЗ вставляет «палки в колеса» калужанам? В общем, сплошной туман. Остается только подождать, какая же площадка для Chery станет основной – питерская или калужская?

Сборка автомобиля неизвестной марки на калужском заводе ПСМА
Сборка автомобиля неизвестной марки на калужском заводе ПСМА

Еще один секрет сгустился над заводом ПСМА. 20 декабря вроде запустили производство. По всем автомобильным ресурсам показали это фото как доказательство. Но опять же губернатор ничего конкретного о партнере ПСМА или марке не говорит.

«До конца года здесь будет собрана пилотная партия из 48 автомобилей. В 2024 году начнется серийное производство. Конечно, всем интересно узнать модель локальной сборки. Компания обязательно объявит об этом на старте продаж», - пишет губернатор в своем телеграм-канале.

Кто-то узнал в этом пикап Mitsubishi L200, кто-то многозначительно начал утверждать о среднеразмерных французских кроссоверах. В общем, опять туман.

-7

Вот так с трудом "заводится" автокластер в Калужской области. Как к этому относиться? Очень просто. Зарубежные автопроизводители в предыдущие два десятилетия создали на территории РФ мощности по выпуску более 3,5 млн автомобилей. Российский рынок сегодня это 1 млн автомобилей в год. В ближайшие годы максимум, на который он сможет вырасти - это уровень 2017-2021 гг, то есть 1,3 - 1,7 млн автомобилей в год (см.инфографику). Следовательно мощности избыточны по отношению к рынку. Соответственно, если какие-то мощности не будут востребованы, то они либо будут простаивать, либо просто перепрофилированы на выпуск другой продукции. А китайских автопроизводителей не следует рассматривать как героев популярного сериала "Чип и Дейл спешат на помощь". У них свои собственные корыстные интересы на нашем рынке.

источник Автомаркетолог
источник Автомаркетолог

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz