Пока все бегали с яйцами в руках и обсуждали цены на продукты, беда пришла откуда ее не ждали. Автолюбители стали замечать, что цены на СТО уже далеко не докризисные, а в целом автосервисы подняли стоимость услуг на 10-25% в зависимости от региона.
Конечно, это не продукты питания и явно не первая необходимость, но дорогое обслуживание автомобилей может сказаться на других сферах. В частности, экономисты не исключают, что в 2024 году могут поднять цены на ОСАГО.
Почему дорожают услуги
Причин такому явлению множество и все они до боли известны – инфляция, стоимость материалов, запчастей и девальвация рубля. Вы скажите, опять этот курс доллара. А что поделать, именно он влияет на стоимость товаров и услуг. Кроме того, в 2023 году автомастерские столкнулись с дефицитом кадров, а вот услуги СТО пользовались огромным спросом.
Необычной причиной подорожание можно назвать общее увеличение числа старых иномарок на автомобильном рынке. Новые автомобили могут позволить далеко не все автолюбители, а старые нужно обслуживать. И самое интересное, что современные иномарки становится сложнее обслуживать в условном гараже «дяди Васи».
Статистика говорит о том, что большинство СТО подняли цены примерно на 10%, но есть и лидеры рынка с подорожанием более чем на 25%. Как правило, это крупные сети автомастерских, которые обслуживают дорогие автомобили европейских и японских брендов.
На заметку:
«Автомобилисты отмечают, что средний чек на обслуживание авто вырос примерно на 25% и достиг показателя 7.5 тысяч рублей. Самые дорогие СТО находятся в пределах Москвы и Подмосковья, где только за замену масла могут попросить 2 тысячи рублей, а поменять стойки стабилизатора – 5 тысяч рублей».
Оценили ситуацию и в государственных органах. Так в Общественном совете при ГУ МВД РФ по Москве отмечают, что подорожание услуг связано с повышенным спросом и дефицитом кадров. Автомастерские не могут набрать необходимое количество опытных мастеров, но автомобилей меньше не становится.
Разумеется, основной проблемой принято считать рост цен на расходные материалы и запчасти. Оборудование для мастерских ранее закупали в Европе, а сейчас приходится использовать параллельный импорт или же альтернативные варианты – китайские поставки. В любом случае оборудование подорожало вслед за падением рубля.
Россияне начали чаще пользоваться услугами СТО – еще один фактор для формирования цен в сфере автобизнеса. Старые автомобили ломаются, а запчасти стоят минимум на 25% дороже. При этом «жизнь» продлевают даже самым видавшим виды автомобилям.
Как подорожали запчасти
Важно отметить, что сейчас в 90% случаев автомастерские используют неоригинальные комплектующие для автомобилей. Стоимость таких запчастей ниже европейских аналогов, но и качество оставляет желать лучшего. Конечно, часть запчастей еще можно заказать в обход санкций.
Больше всего повезло собственникам китайских и корейских моделей авто. Как правило, запчасти на такие иномарки стоят в разы дешевле и достать их можно относительно быстро. Если же вы владелец «немца», тогда придется подождать или использовать китайские аналоги.
В целом рост цен на запчасти был следующим:
· Европейские и американские бренды – до 10%.
· Немецкие бренды – до 20%.
· Остальной рынок – в пределах 5-10%.
Обратите внимание, что мы говорим только о подорожание за 2023 год, но пик роста цен пришелся на 2022 год. Единственное чего удалось избежать, так это дефицита запчастей на рынке. В этом плане нам очень хорошо помогают китайские поставщики и параллельный импорт. Обычно крупные сети автосервисов имеют доступ к каталогам оригинальных запчастей. Только стоимость продукции будет в разы выше. Чем-то всегда приходится жертвовать.
Будет ли дальнейшее подорожание услуг
Все зависит только от ситуации на рынке. Например, в Союзе автосервисов твердо уверены, что в 2024 году цены на услуги СТО вырастут минимум на 10%. Компании будут смотреть на ситуацию и учитывать инфляцию, но только в сфере автозапчастей и поставок оригинальной продукции. К слову, об оригинальных маслах нужно упомянуть отдельно.
Сейчас многие сервисы начинают переключаться на отечественные бренды, в том числе масла от «Лукойла», «Роснефти» и других производителей. Специалисты не рекомендуют покупать масла от иностранных производителей, которые ушли с рынка. Проблема в том, что такая продукция в 50% случаев является подделкой. При этом стоимость увеличилась примерно на 50-60% в сравнении с 2021 годом.
Рост цен в автосервисах может негативно сказаться на смежных отраслях. Например, уже сейчас речь идет о росте цен на услуги такси. Подорожать могут любые автоперевозки, так как предприятия тратят больше денег на амортизацию, а это не только продукты, но и любые другие товары.
Если в 2024 году СТО не смогут решить проблему дефицита кадров, ценовой рост продолжится. К сожалению, предпосылок для разрешения этой ситуации пока нет.