Найти тему
"Липецкая газета"

Как изменилась жизнь учителей в их «персональный» год

Насколько тесно связаны сегодня школа и семья? Как понять выпускнику, стоит ли идти работать в школу? Эти вопросы мы адресовали учителю начальных классов, почётному работнику общего образования РФ Ирине Арутюнян.

Знака отличия Министерства просвещения Российской Федерации «Отличник просвещения» удостоены 15 работников сферы образования региона. Государственные награды им вручили на церемонии закрытия Года педагога и наставника, которое состоялось в Елецком государственном университете имени И.А. Бунина.

Учителей, наставников, заслуженных работников сферы образования и воспитания Липецкой области в своём видеообращении приветствовал глава Минпросвещения России Сергей Кравцов.

С приветственными сло­­вами к педагогическим работникам, приехавшим со всех муниципалитетов региона, обратились заместитель губернатора Липецкой области Юлия Котлярова и начальник регионального управления образования и науки Инесса Шуйкова, вице-спикер обласовета Андрей Фролов.

Почётные гости отметили незаменимую роль педагогов в становлении личности юных граждан, невероятную любовь и верность своей профессии, а также масштаб проведённой в течение года работы — в общей сложности состоялось более 130 различных мероприятий.

— Много ресурсов вложено за последние годы в повышение престижа образования, в строительство новых школ и детских садов, оснащение современными технологиями. У нас надёжный фундамент и уникальный опыт педагогического образования, самые лучшие учителя и молодое перспективное поколение. Уверена, что нашими общими усилиями система образования будет развиваться. Пусть ваше трудолюбие и преданность профессии получают благодарность и признание, — сказала Юлия Котлярова, обращаясь к героям дня.

Всё как в семье

А как изменилась жизнь учителей в их «персональный» год? Насколько тесно связаны сегодня школа и семья? Как понять учащемуся выпускного класса, стоит ли идти работать в школу?

Эти вопросы мы адресовали учителю начальных классов гимназии № 12 города Липецка, почётному работнику общего образования Российской Федерации Ирине Арутюнян.

— Ирина Вячеславовна, наступающий 2024 год объявлен в России Годом семьи. Как вы считаете, школа по-прежнему воспринимается как второй дом, вторая семья?

— Думаю, что да. Боль­шая часть детства и отрочества проходит в школе. Коллектив оказывает сильное влияние на формирование личности, уровень психологического комфорта, самооценку школьника, его дальнейшее развитие. Всё как в семье.

— Вы с профессией определились в школьные годы или позже? Как это произошло?

— В конце 1980-х программ высшего образования было меньше, чем сейчас, и люди не так часто уезжали учиться в другой город. Я выбрала местный вуз. Почему именно его — всегда нравилось что-то придумывать, творить, а профессия учителя очень творческая.

— Вы больше четверти века обучали детей французскому языку. По какому принципу выбрали этот предмет?

— Моя любимая учительница в школе вела французский, она была для меня примером, очень вдохновляла. Благодаря ей я полюбила иностранные языки, обучилась именно этой специальности и в 1992 году сама стала учителем французского языка в гимназии № 12.

— Но сейчас ваш основной профиль — начальная школа?

— Да, история банальная: часов французского языка в школе с каждым годом становится всё меньше. В начальной школе я тоже вела иностранный язык, так что работа с детьми младшего возраста мне знакома. Несколько лет назад я получила дополнительное образование и перешла в «началку» полностью. Но при этом продолжаю вести и французский язык.

Современные школьники

— Какие сейчас дети? Чем они отличаются от предыдущих поколений?

— Дети всегда остаются детьми. Может быть, сейчас они более раскрепощённые, открытые, креативные. Стараюсь эту креативность поощрять, у нас очень много задач, связанных с творчеством. Каждый может проявить себя.

— Какие у ваших учеников любимые предметы?

— Всё зависит от интересов и склонностей. Кому-то нравится математика и не нравится физкультура, кто-то готов часами рисовать на уроках ИЗО. Задача школы, учителя — заинтересовать учебной программой, замотивировать на результат, даже если что-то даётся с трудом.

— А как они проводят перемены?

— Общаются, играют, открывают новые школьные пространства, организуют перемены для младших. Вариантов много.

Верность принципам

— Многое ли изменилось в системе образования за время вашей работы?

— Каждый год появляются какие-то инновации и в организации учебного процесса, и в инфраструктуре. Некоторые не выдержали проверку временем. Другим новшества поначалу казались чем-то чужеродным, а потом они органично вписались в систему. Например, в прошлом ве-
ке — ещё каких-то 30 лет назад все писали мелом на грифельных досках, а сейчас в каждом классе интерактивные доски. Для нас был в новинку обычный принтер, а сегодня 3D-принтером мало кого удивишь. Зато главное в этой системе неизменно: учитель — урок —
ученик. Своим принципам в работе я тоже верна, они не меняются: учиться, учиться и ещё раз учиться!

— Каковы особенности классного руководства в начальной школе?

— Учитель больше времени проводит с детьми, общается с ними, так как ведёт почти все предметы. Это позволяет всегда быть в курсе настроения и проблем ребят. Но есть в этом и недостаток: трудно переключить внимание ребёнка с одного предмета на другой, когда человек у доски не меняется.

— А вы успеваете отдыхать, приходится ли брать работу на дом?

— Отдыхать успеваю, но работа учителя по сути своей имеет круглосуточный характер: звонки, переписка, ведение сообщества класса в социальных сетях, проверка тетрадей, написание планов и конспектов, поиск новых идей — всё это сверх рабочего времени, часто, когда ты дома.

Не оказаться за бортом

— Говоря о своих педагогических принципах, вы сказали: «учиться, учиться и ещё раз учиться»…

— Вообще, сейчас во всех профессиях распространена концепция lifelong learning. Если по-простому, она означает «век живи — век учись». Это естественно, потому что мир постоянно меняется. Тот, кто не поспевает за этими переменами, остаётся за бортом. Даже для самого себя учиться полезно. Я несколько лет назад получила дополнительное образование психолога, теперь лучше понимаю, как работать с разными детьми, и в жизни использую приёмы психологии.

— Кому бы вы посоветовали идти работать в школу, а кого точно бы отговорили?

— Только тот, кто любит детей, кто живёт жаждой передавать свои знания, может их чему-то научить, стать для них настоящим наставником, на которого они будут ориентироваться в последующие годы. А вот если человек работает на автомате, если он равнодушен, а в приоритете у него только деньги, быть учителем — явно не для него.

Самая ценная награда

— Какими наградами вы гордитесь больше всего?

— Конечно, мне дороги звание почётного работника общего образования России, грамота Министерства образования и науки РФ, благодарственные письма регионального и муниципального уровней, статус лауреата конкурса «Призвание — учитель». Но самая ценная награда для меня — возможность с радостью идти на работу и спокойно её выполнять.

— С этим трудно не согласиться. Что пожелаете нашим читателям?

— Новый год — самый волшебный праздник. Жду его всегда! Готовлюсь! Верю, что случится чудо, и знаю: мы притягиваем то, что придумываем сами. Желаю всем мира, спокойствия, гармонии. Гимназии — процветания! Коллегам — добра и любви! Детям — исполнения желаний!