В Улан-Удэ с 1998 года работает единственный в России женский буддийский дацан, построенный по совету Далай-ламы XIV-го Тензин Гьятцо. Название дацана «Зунгон даржалинг» означает на тибетском языке «процветающий, благородный монастырь». Центром храма является статуя Будды, которую в Россию из Тибета доставил буддийский лама Агван Доржиев. Доржиев – одна из ключевых фигур в буддийском мире. В своё время лама выступал за союз России и Тибета, и был приближен к дворцу Далай-ламы XIII-го.
У золотистой статуи Будды, восседающей на сандаловом троне, своя история. Во времена гонений и репрессий священнослужителей, в 30-ых годах прошлого века, статую сняли с трона и увезли в Санкт-Петербург. Она пролежала много лет в складе музея северной столицы. Там её, лишённую головы, рук, нашла основательница женского дацана Дарима Цынгуева. И возвратила в Бурятию. Ламы Иволгинского дацана отреставрировали реликвию.
В храме, как и в классических мужских дацанах Бурятии, проводятся все буддийские молебны. Единственный в России женский дацан посещают туристы, их привлекает архитектура и зодчество буддийской культуры. Сегодня в нем служат восемь женщин, трое из них – ламы, пятеро – ученицы. Самой молодой - 36 лет, самой старшей – за 60.
В процветающем и благородном дацане
У женщин-лам есть учителя, с которыми они советуются, получают наставления. Учителя живут в Бурятии, Москве и Монголии. Настоятельница женского дацана Зоригма Будаева - дочь основательницы дацана Даримы Цынгуевой. Ламы получили образование в Высшей буддийской школе имени Занабазара при Гандан дацане, в Улан-Баторе. Служительницы совершают паломничество по святым местам Монголии, Тибета. В октябре 2023 года побывали в Индии.
Монахиня, взявшая 200 с лишним обетов, называется гэлэнмой. Основные обеты, которые соблюдают в бурятском женском дацане, это обеты домохозяек. Их пять: нельзя пить, курить, прелюбодействовать, воровать, врать. Служительницы, кроме службы в дацане, живут обычной светской жизнью. У них есть семьи, есть работа. В еде нет строгих ограничений. Исключения составляют 8-й, 15-й и 30-й дни по лунному календарю и большие праздники, когда воздерживаются от мясного, чеснока, и не переедают.
Фото: Сэржуни Дашижапова.
Большинство прихожанок храма – женщины. Мужчины, особенно молодые, как правило, не очень спешат в такие места. В последнее время, когда много наших земляков участвуют в специальной военной операции на Украине, стало больше прихожанок разных национальностей. Они вносят имена солдат в молебны и берут у лам обереги - кулоны с изображением Будды. Обереги отправляют на фронт воинам. В дацане прихожан учат, чтобы имена мужчин, как глав семейств, будь они даже годовалыми малышами, в заявках на хуралы писали впереди женских имён.
- За сокровенным советом, со своими женскими секретами, с такими секретами, с которыми ни с кем, кроме матери не поделишься, к женщине-ламе легче обратиться, чем к мужчине, - говорит лама Долгор абгай. (Абгай – уважительное отношение к старшим по возрасту, статусу - авт.). Когда нравственные принципы в мире нарушаются в период Кали-Юга - в период упадка, в Бурятии всё ещё крепко держится на обычаях, традициях. Женщины, как хранительницы очага, уважают мужчину, как главу семейства.
Люди оказывают помощь дацану: высаживают огород, приносят продукты, готовят еду ламам, убираются в храме. Чистят лампадки и шьют ритуальные принадлежности.
О смерти, магии и сорадости
Долго лама. Фото: Сэржуни Дашижапова.
Долгор абгай имеет сан «жодчи». Такой сан - один из самых высоких рангов в буддийской иерархии. Жодчи-лама проводит ритуальный, трудный мистический обряд «Луйжин» по умершим, связанный с потусторонним миром. Считается, что обряд помогает душам умерших обрести покой и переродиться в новой жизни. Проводится он и для живых, чтобы оградить от тёмной энергии. По практике монгольской школы, при его проведении, жодчи разрешено принятие в умеренной дозе спиртного для снятия эмоционального напряжения.
- Люди думают, что жодчи видит загробный мир. Но это не совсем так. Здесь другая суть. Никто из потустороннего мира не пробегает мимо ламы, читающего книгу по умершим. Общение с умершим человеком проходит на энергетическом уровне. Как жодчи, во время молебна я чувствую какую-то связь, ощущаю, иногда колыхание. И становится ясно, что прочитанная книга по умершим, принята ушедшим, - рассказывает лама.
По её мнению, уже с самого рождения человек готовится к смерти и каждое прожитое мгновение приближает смерть. И у каждого человека есть свой срок жизни. Этот срок можно даже продлить с помощью мантр, молебнов. Но чтобы удлинить срок жизни, надо, считает жодчи, понять, для чего хочешь пожить подольше. Чтобы успеть помочь кому-то или успеть насладиться? Долго абгай готовит детей к своему уходу из жизни.
- У меня трое детей. Им я внушаю, что, когда меня не станет, значит, время моё пришло. Не надо кричать и плакать. Мой прах дети должны положить в красивый городской крематорий, построенный в Улан-Удэ. Там чистота, и порядок, - поделилась она.
Главное, после смерти человека, говорит лама, это его сознание, которое уходит из тела. Каждый человек, счастливо доживший до преклонных лет, или долго, тяжело и неизлечимо больной, должен психологически перестроиться и настроиться к уходу из жизни.
- Человек сам по себе силён. Силён либо в отрицательную, либо в положительную сторону. В последние годы много стало «энергетических вампиров». Издаётся много литературы на подобные темы, - продолжает лама. - В отделе эзотерики книжного магазина я наблюдала за двумя подружками, с увлечением читающими книгу про обряды колдуньи. Девушки громко переговаривались, чтобы запомнить обряды. Я подумала, они пойдут домой, займутся магией и обязательно навредят человеку, самим себе. Какая любовная магия?! Есть госпожа Зелёная Тара, если к ней обращаться, она поможет всем в любви.
В буддизме, Зелёная Тара – женский аспект всех Будд. В буддизме существуют 21 Тары. У каждой своя мантра, с помощью которых, считается, можно улучшить материальное положение, упрочить супружеские связи, образовать семью, самосовершенствоваться.
Жодчи-лама подчёркивает, что самое прекрасное качество в человеке, это умение сорадоваться. Человек может и должен научиться сорадоваться, воспитывать в себе это чувство. Чувство радости за человека, которому повезло, радости чужому счастью. Сорадоваться вместе с другим человеком за то, что он сумел что-то сделать.
Альтернатива для женщин – стать шабгансой
Женщина, которая в молодости хотела стать ламой и не сумела реализовать это желание, может уже в преклонном возрасте приобщиться к служению Будде. Стать «шабгансой». Почётный сан как шабганса в своё время ввёл Агван Доржиев. Получив сан, женщина в преклонном возрасте могла всё свободное время проводить в дацане. И в духовном отношении готовилась к уходу из жизни. Шабганса, принимала обеты мирянина-домохозяина. Помогала в дацане по хозяйству, чистила лампады, шила ритуальные принадлежности. Когда шабганса покидала земной мир, у неё были свои привилегии. Ламы проводили по ним специальный молебен, вели хурал, читали юроолы.
У пожилых мужчин сана, подобного шабгансе нет. Но они также помогают в дацанах, в строительстве молитвенных барабанов, в других делах, где требуются мужские руки.
Мечта о Непале
Заветное желание у Долгор абгай - побывать в Непале, где по практике жодчи она может получить много знаний, сил. Считается, что именно в Непале родился сам Будда и находится один из самых известных центров силы – ступа Сваямбунатх на горе обезьян. Со ступой связаны многие буддийские тексты и легенды. По одной из легенд, гуру Падмасамбхава, основатель тибетского буддизма спрятал свои знания скрытые знания в этой ступе.
Она верит, что неведомые силы далекой страны помогут ей в практике жодчи. Большинство людей не являются яростными фанатами какой-либо религии, но в трудные времена человек начинает обращаться к богу, к религии.