Окончив университет по специальности «преподаватель иностранных языков», я долго не могла найти работу.
Наконец по совету одного родственника пришла попробоваться на должность офис-менеджера в крупную компанию. И меня сразу же взяли. Платили хорошо, солидный офис и серьезные люди – мне тут все нравилось. И знание английского пригодилось, и вообще мне поручали всякие ответственные дела – организовать встречу, подготовить документы к переговорам. Я чувствовала себя нужной и полезной. Но когда шеф вызвал меня и поручил организовать корпоративное мероприятие, тимбилдинг с выездом за город, немного растерялась.
– А что такое тимбилдинг? – уточнила. – Я справлюсь?
– Конечно. Вот тебе книжка, прочти, там все просто, – сказал Станислав Романович. – Ты, Леночка, со всеми делами отлично справляешься, и я рад, что ты у нас работаешь. Нам нужны такие кадры.
Ну у кого после таких слов не вырастут крылья?! Я прочитала книжку, пожала плечами – ничего трудного, комплекс мероприятий по сплочению команды: тренинги, экскурсии, развлечения, спорт... Раньше это называлось иначе, но какая разница, пусть будет тимбилдинг.
Обзвонила несколько загородных санаториев и баз отдыха, забронировала один из них, договорилась насчет автобуса – в общем, все организовала.
За время работы в фирме я подружилась с несколькими молодыми сотрудниками. Они помогали, если чего-то не знала.
С Верой я советовалась насчет поручения шефа, она подсказала мне пару полезных моментов. А Тамара добавила:
– Заказывай специалиста по тренингам самого недорогого. А лучше вообще обойтись без него.
– Но как же тренинги, всякая там психология команды?
Тома посмотрела с сочувствием: – Просто ты еще неопытная...
Вскоре выяснилось, что я действительно такая и многого не понимала.
Тревожиться начала уже в автобусе, когда увидела, что все сотрудники нагрузили сумки и рюкзаки бутылками со спиртным.
«Но ведь вечеринка будет проходить в ресторане, – удивилась я, – зачем тащить выпивку еще и с собой?» Как только тронулись в путь, послышалось звяканье: некоторые коллеги уже наливали.
Я испуганно оглянулась на шефа. Он в этот момент наполнял своему заместителю бумажный стаканчик каким-то дорогим коньяком. Увидев, что я на него смотрю, подмигнул.
Салон автобуса пропах алкоголем. Через некоторое время начались крики и песни. Я чувствовала себя неловко и молчала. Ну ничего, люди вырвались на простор из тесных объятий бизнеса, приедем – они придут в себя, успокоятся... Наивная дурочка!
Мы прибыли в дом отдыха, и нужно было как-то всех организовать. Заранее напечатав список мероприятий, я хотела раздать эту распечатку сотрудникам и ходила по комнатам, где они разместились:
– Ребята, вот программа, возьмите!
Однако меня все проигнорировали и дружно повалили в ресторан. Делать нечего, я тоже пошла туда, держа в руке бесполезную пачку бумаги.
В заведении веселье шло уже полным ходом. Один из сотрудников метался по залу, мешая самозабвенно приплясывающим коллегам. Он безуспешно пытался их фотографировать, потом махнул рукой, налил себе большой фужер коньяка и ушел с ним к окну. Остальные тоже не забывали о спиртном. Музыка была настолько громкой, что, казалось, лопнут барабанные перепонки. Некоторое время я растерянно наблюдала за происходящим. Похоже, у них спиртное принято в качестве самого надежного инструмента тимбилдинга...
Сплоченность коллектива, умение качественно взаимодействовать и быть частью команды легко достигались с помощью алкоголя.
– Леночка, так нельзя! – подойдя ко мне с двумя полными бокалами красного вина, сказал шеф. – Давай, не отставай от коллектива!
– Станислав Романович, но я не пью... Совершенно... Простите!
– Сколько раз я тебе говорил, зови меня просто Стас! А если не выпьешь, я тебе выговор влеплю, с занесением в личное дело, – он расхохотался, но, увидев испуганное выражение моего лица, подмигнул: – Насчет выговора шучу, а вот выпить тебе со мной придется, не то сильно обижусь!
Пришлось пригубить вино, только чтобы он отстал. Вообще-то начальник действительно неоднократно просил, чтобы я звала его просто Стас, но было как-то неловко: у мужика жена и трое детей, старшей дочери уже двадцать – какой же он мне Стас?
Шеф отвязался и отошел спаивать остальных, не забывая и о себе.
Я совершенно не знала, что делать. Минут через десять ко мне подошла Тамара.
– Ленка, ты чего кислая? Такой грандиозный гудеж, да еще на шару, за счет фирмы! Расслабляйся!
– Тома, я расслабляюсь совершенно по-другому, – мне пришлось напрячь голос, чтобы переорать музыку. – И вообще, я думала, что тимбилдинг...
Махнув рукой, Тамара рассмеялась:
– Какая же ты наивная девчонка! Оглянись вокруг, где ты находишься? В европейской фирме или в нашей? То-то! У нас совсем другие реалии, так что будь добра, подчиняйся им и не отставай от коллектива!
Реалии были и впрямь «наши» на все сто. Мои коллеги без устали пили водку, вино и весь остальной ассортимент, выкрикивая тосты, чтобы перекричать друг друга.
Я с ужасом услышала мат – несколько мужчин рассказывали друг другу пошлые анекдоты. Рядом стояли женщины, но никого это не смущало. Впрочем, дам тоже, потому что они хихикали.
Раскрасневшийся шеф танцевал с нашей бухгалтершей, крепко держа ее за талию. Потом его руки опустились ниже, на обширный зад дамы – она явно не возражала. Я хотела отвернуться, но не успела – шеф заметил, что я на него смотрю, бросил партнершу и устремился ко мне: «Леночка! Потанцуй со мной!»
– Я не танцую...
– Да ты что? А если я ради тебя... – начальник сбросил пиджак, резво вскочил на стол, снял галстук и, размахивая им, принялся танцевать.
Все дружно аплодировали и кричали «Браво!» Наконец Станислав спрыгнул со стола, покачиваясь, подошел ко мне, схватил за плечи и попытался поцеловать, но я смогла вырваться...
Выбегая из ресторана, увидела, что Вера смотрит на нас с ревностью. Томка мне как-то намекала, что у шефа любовница, но я не верила, а теперь поняла: это правда! Верка и есть его пассия, иначе чего ей ревновать? Но он старше ее лет на двадцать пять! Скорее в номер, закрыться и забыть об этом шабаше!
Как назло, я заблудилась в лабиринте коридоров и оказалась в тупике, пришлось спускаться вниз, чтобы вновь подняться на свой этаж. Уже идя к номеру, свернула за угол и остолбенела: Станислав Романович сидел в холле на диване, у него на коленях млела Вера, а он ее целовал и страстно гладил рукой коленки...
...С тех пор прошла уже неделя. Работа в офисе идет своим чередом, вокруг меня все те же люди, на вид нормальные, но я не могу забыть, какими их видела, и не хочу тут оставаться. Все подбираю слова, чтобы сказать шефу об увольнении, и никак не решусь.
А может, все не так страшно? Может, корпоративная сплоченность команды и есть то самое, что я видела?..