Близится Новый год - время, когда многие люди дарят друг другу всякое. В основном, приятное. Но бывает по-разному.
Тема подарков многогранна, многослойна и имеет двойное дно. А то и тройное. И под Новый год ситуация с подарками даётся особенно тяжело людям, которые воспринимают слова именно в том значении, которое этим словам присуще. Разумеется, если им приходится общаться с противоречивыми гражданами, которые:
"Ой, да, ладно, мне ничего не надо дарить! - Почему всем дарят, а мне нет?"
"В этом году мы не дарим друг другу подарки! - Поздравляю с Новым годом, вот тебе новый смартфон!"
О том, как лично мне трудно выживать в мире "странного политеса" я уже писала здесь:
Мы живём в мире, где все люди делятся на два типа:
- 1. Говорят именно то, что имеют в виду. И потом действуют в соответствии с тем, что сказали.
- 2. Говорят одно, думают другое, а делают третье. А потом обижаются - почему все не догадались, чего я хотел?
Я отношусь к людям первого типа. В основном, из-за лени. Говорить, как есть, и воспринимать то, что сказали, ведь гораздо проще, чем устраивать танцы с бубнами и угадайки. Ты сказал, что тебе ничего не нужно дарить, кроме моей улыбки, ну ок. Вот тебе моя улыбка. А я отправила тебе фото и номер артикула того, что хочу я. Без обид, да?
"Люди обленились до такой степени, что даже говорят то, что думают!"
Не помню, кто это сказал, но это про меня.
А вот люди второго типа для меня загадка. Это и правда очень трудно. Например, группа взрослых людей договорилась встречать Новый год вместе одной компанией. И договорились, что без подарков. И обязательно в этой группе найдётся парочка, которая пришла с мешком сюрпризов. И начинает всех одаривать. Всем остальным неловко: они-то ничего не приготовили. А эта парочка как будто не понимает, почему все не так уж рады, ведь они хотели, как лучше.
А я в таких случаях даже неловкость не испытываю: пусть неловко будет тому, кто нарушил договорённость. Договорились без подарков - значит, без подарков.
Исключение здесь составляют только дети. Наверное, это у меня от отцовского воспитания: не могу прийти с пустыми руками в дом, где есть дети. Невозможно. Хоть какая-то небольшая игрушечка, хоть шоколадное яйцо. Мой отец был из тех, кто считает, что все взрослые должны всем детям. И я так же считаю. Онижедети. И мы, взрослые, должны их радовать. Тем более, я никогда не видела ребёнка, который не радовался бы новой неожиданной игрушке, даже, если у него уже есть 100500 таких же. И совсем уж невозможно представить ребёнка, который на вопрос: "Что тебе подарить?", ответил бы: "Ой, да ладно! Мне ничего не надо!"
Но самое трудное, если человеком второго типа является кто-то близкий. К примеру, моей маме никогда "не надо ничего дарить". Но мы с ней знакомы очень много лет. И во-первых, я отлично знаю, как она любит подарки и как она расстроится, если ей ничего не подарят. А во-вторых, она отлично знает, что я просто не приду к ней в праздничный день без подарка. Казалось бы, раз мы с ней всё это знаем друг о друге, почему бы ей прямо не сказать, что она хотела бы? Но нет. Это скучно. Я должна догадаться. Раньше должен был догадываться папа, но теперь его нет, и решать задачки со звёздочкой должна я. Да, мама - это тоже исключение, даже большее, чем дети.
Иногда мне кажется, что вот эта неопределённость, квантовая запутанность желания/нежелания подарка создаётся специально с целью оставить поле для маневра. Для пространства манипуляций: ведь так очень ловко можно завиноватить человека. Причём, манипулятивный рычаг практически беспроигрышный:
1. "Да, я говорила, что мне ничего не нужно дарить, но ведь это не значит, что можно приходить без подарка "
2. "Зачем ты пришла с подарком, ведь я же сказала, что мне ничего не нужно!"
И человек в любом случае провинился. А человек, чувствующий вину, может быть очень полезен. Удобно. Иной раз мне жаль, что я так не умею.