“Находилки” - это сборник заданий для дошкольников – развивает внимание. А еще - это бренд, за который автору книги пришлось побороться. На его примере расскажем, как авторство может дать приоритетное право на товарный знак. Даже если он уже занят.
Художницы Зинаида Сурова и и Ксения Дрызлова разработали комплекс игровых упражнений для детей. В 2013 году они вышли в сборнике “Находилки” от издательства “МИФ”.
Спустя 10 лет Зинаида Сурова и ее супруг решили зарегистрировать название сборника как товарный знак. Но тут выяснилось, что бренд уже 4 года принадлежит другому лицу.
Что можно сделать, если название уже занято
Чтобы понять, есть ли шансы отстоять название, Зинаида Сурова обратилась к нам, в “Железно”. В нашей практике это не первый случай, когда предприниматель не успел зарегистрировать свое название и его занял кто-то другой.
Традиционно в такой ситуации есть три пути решения:
- доработать название до уникального или выбрать новое;
- взять письмо-согласие у правообладателя бренда;
- стоять на своем и доказывать права на товарный знак в Палате по патентным спорам
Конечно, менять название Зинаида не хотела. “Находилки” - её детище, тем более книги 10 лет продавались большим тиражом.
Письмо-согласие тоже не решило бы проблему - главные виды деятельности нашей клиентки и ее конкурента совпадали, а названия были тождественны.
Оставался только третий вариант - обратиться в Палату по патентным спорам и бороться за бренд. В случае успеха ведомство аннулировало бы товарный знак конкурента, а Зинаида смогла бы подать заявку на его регистрацию. Но этот путь требовал времени и доказательств.
Как мы отстаивали право Зинаиды на чужой товарный знак
Основным аргументом в борьбе за название стало авторское право Зинаиды Суровой. Она в тандеме с другой художницей создала книгу “Находилки” задолго до того, как был зарегистрирован товарный знак.
Авторское право возникает в момент создания произведения и остается с автором навсегда. Но оно не дает возможности вести коммерческую деятельность - для этого нужна государственная регистрация товарного знака.
Как в таком случае доказать, что у автора больше прав на название чем у того, кто первый успел подать заявку в Роспатент? Подтвердить, что товарный знак твердо ассоциируется с произведением.
Нам нужно было доказать, что при слове “Находилки” первое, что приходит в голову - сборник детских заданий. Для этого потребовались:
- информация о количестве выпущенных книг;
Издательство предоставило исчерпывающие данные о тиражах. С 2013 года сборник переиздавался четыре раза, а количество проданных экземпляров превысило 22 тысячи. Книга была переведена на английский и китайский языки.
- рецензии и отзывы;
Недостатка в отзывах на книгу не было. На момент спорной ситуации она была доступна в “Лабиринте”, “Читай-городе”, на OZON и сайте издательства “МИФ”. Рецензии на нее писали педагоги и просто родители маленьких читателей.
- награды.
“Находилки” были отмечены на национальных конкурсах “Жар-книга” и “Искусство книги”. А после участия в международном конкурсе The White Ravens книга попала в немецкую базу знаний webOPAC.
Более того, если ввести название “Находилки” в поисковых системах “Яндекс” и Google, первое, что мы увидим - это ссылки на тот самый сборник, фотографии его обложки и разворотов. Это еще одно доказательство узнаваемости произведения.
Разбирательство в Палате по патентным спорам
С собранными доказательствами мы обратились в Палату по патентным спорам. Но с первого раза согласия на аннулирование бренда мы не получили.
Палата потребовала доказательства, что соавтор Зинаиды - Ксения Дрызлова - не давала согласия на регистрацию знака конкуренту, когда тот подавал заявку.
Этого мы не предвидели. Но Ксения сразу письменно подтвердила, что не сотрудничала с действующим правообладателем бренда, не разрешала ему регистрировать товарный знак и поддерживает аннулирование.
В итоге эксперты Палаты по патентным спорам встали на сторону автора. Правовая охрана товарного знака № 715473 “Находилки” прекратила свое действие.
После этого мы подали заявку тождественного товарного знака, но уже на имя автора сборника - Зинаиды Суровой. Роспатент проводит его экспертизу.
То, что выбранный товарный знак уже занят - не всегда приговор. Даже если официально он принадлежит другому правообладателю, можно найти выход из ситуации. Иногда это соглашение между предпринимателями, а иногда - борьба за аннулирование, как в случае нашей клиентки. Главное - трезво оценить ситуацию и шансы на успех.