В прошлой статье я разбирал, что именно нужно указывать в заявлении о признании банкротом и куда его направлять. В этой статье разберем те самые необходимые документы (приложение к заявлению), которые вместе с заявлением должны поступить в Арбитражный суд.
При разборе данной темы нам поможет статья 38 ФЗ - 157. В ней указаны самые необходимые сведения и документы, которые должны быть приобщены к заявлению. Однако, требования судов зачастую гораздо шире позиции вышеуказанной статьи и требуются намного больше документов.
И так, приступим к анализу пакета документов.
1. Обязательно необходимы квитанции (чеки) об оплате государственной пошлины и вознаграждения арбитражному управляющему (в простонародье, депозит). В этой статье я указывал какие суммы они составляют. Реквизиты для оплаты необходимо брать с официальных сайтов Арбитражных судов. При оплате будьте внимательны, не перепутайте реквизиты, так как денежные средства направляются по разным получателям (госпошлина в казначейство, депозит на счет суда). В случае неправильной оплаты придется возвращать денежные средства, а это может занять много времени. Допускается подавать заявление без оплаты депозита, но с ходатайством перед судом об отсрочке его оплаты. Суды чаще всего принимают такое заявление и назначают дату его рассмотрения. Но, если на указанную дату Вы не успеете оплатить и приобщить квитанцию об оплате, Ваше заявление могут вернуть.
2. Список имущества должника (форма Приложения № 2 к приказу Минэкономразвития России от 05.08.2015 № 530) и список кредиторов и должников гражданина (форма Приложения N 1 к приказу Минэкономразвития России от 05.08.2015 N 530). Тоже обязательные документы. Оба представляют документ в виде таблицы, где, в первом надо указывать свое имущество, а во втором наличие кредиторов (то есть, кому Вы должны) и должников (то есть, кто должен Вам). Формы можно скачать в интернете, они есть в общем доступе.
3. Почтовая квитанция об отправке заявления сторонам. Иногда бывает так, что юристы или сами должники забывают направить копии всем сторонам (стороны указываются в вводной части заявления) и суд оставляет заявление без движения. Поэтому, будьте внимательны.
4. Документы, подтверждающие наличие задолженности. В этот перечень входят: кредитные договора, справки о задолженности, судебные приказы, решения судов о взыскании, исполнительные листы и т.д. То есть это все те документы, которые подтверждают то, что у Вас есть долг, размер этого долга и кому Вы должны.
5. Личные документы должника. К ним относятся копия паспорта, ИНН, СНИЛС, трудовой книжки, а также у работодателя необходимо взять справки 2-НДФЛ за последние три года (их также можно получить из личного кабинета налогоплательщика на сайте https://lkfl2.nalog.ru/lkfl/, но за последний год там может не быть)
6. Справки из государственных органов. К ним относятся справка из ГИБДД (о наличии/отсутствии транспортных средств), справка из ЕГРН (о наличии/отсутствии недвижимого имущества), справка из МВД (о наличии/отсутствии судимости), справка из Гостехнадзора (о наличии/отсутствии самоходных машин и тракторов), справка из ГИМСа (о наличии/отсутствии маломерных судов), справка из ЕГРИП (о том является должник индивидуальным предпринимателем или нет), сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (ИЛС). Это минимальный набор справок из государственных органов. Некоторые суды могут требовать и справку из Росгвардии (о наличии/отсутствии зарегистрированного оружия), справку из Росавиации (о наличии/отсутствии зарегистрированного воздушного транспорта), справку из ФИПСа (Роспатент) о наличии отсутствии товарных знаков, патентов и множество других справок. Но, эти документы лучше предоставлять если только суд сам их запросит у Вас, к заявлению можно не прикладывать и не тратить время на их получение.
7. Документы по семейному положению. Так как процедура банкротства напрямую касается и супругов банкротов, сведения об их имущественном состоянии тоже надо прикладывать. А также свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении на каждого ребенка (при наличии несовершеннолетних детей) и личные документы (те же самые, что и по самому должнику)
8. Гарантийное письмо. Данный документ нужно прикладывать только тем, кто не имеет официального дохода (то есть, когда должник не получает не только заработную плату, но и пенсию, пособия, средства из ЦЗН и т.д.). Важность документа прослеживается исходя из анализа судебной практики, когда суды при его отсутствии очень часто оставляют заявление без движения, указывая, что у должника нет источника дохода для финансирования своего банкротства. Тут напомню, что законодатель возлагает бремя расходов именно на должника. Суть гарантийного документа в том, что какое-то третье лицо в письменной форме гарантирует, что готов взять финансирование процедуры банкротства должника на себя. И, зачастую, суды просят подтверждение наличия денежных средств у гаранта и надо прикладывать справку об остатке средств по счету гаранта.
Расписал Вам минимальный пакет документов, который должен прикладываться к Вашему заявлению о признании банкротом. Если Вы приложите указанные документы, то, с очень большой вероятностью суд примет заявление с первого раза и назначит дату судебного заседания!