В Староконюшенном переулке, о котором я рассказывал в нескольких предыдущих статьях, осталось много красивого и интересно, и я сюда буду еще неоднократно возвращаться. А сегодняшняя история – об ампирном особняке неподалеку от пересечения Староконюшенного и Гагаринского переулков. А если точнее, то на углу Гагаринского и Хрущевского.
Еще несколько лет назад он представлялся довольно ветхим, но совсем недавно его отреставрировали.
И то сказать, построили его в 1816 году, когда Москва активно восстанавливалась и приводилась в порядок после пожара Отечественной войны. Возвели его на старом каменном фундаменте. И, что интересно, возвели также из дерева.
Впрочем, новый дом, выросший на пепелище прежней постройки, не пережившей пламени войны…
…Дошел до наших дней без существенных перестроек
Кто его построил – официальных документов не сохранилось. Известно лишь, что сделано это было согласно Альбомам образцовых фасадов, что разработала Комиссия для строения. Однако заказчик его, барон Владимир Иванович Штейнгель (по другой версии Штейнгейль), руководитель военных и гражданских канцелярий, непосредственно занимавшийся восстановление города, был дружен с Осипом Бове, заведующим «фасадической частью». А посему вполне вероятно, что проект его дома создал или лично Осип Иванович, или один из архитекторов Комиссии. Тем более что, строго говоря, именно такого фасада ни в одном из пяти вышеупомянутых Альбомов не существовало, и работа была явно авторской, персонифицированной.
Снаружи строго симметричный, ампирный особняк украсил портик из четырех дорических колонн, соединенных между собой арками, со ступенчатым, а не привычным треугольным фронтоном.
В нишах под полукруглыми арками приютились лепные грифоны, а между ними – медальоны с маскаронами (5 фото).
Деревянные стены оштукатурили и облицевали рельефной штукатуркой под рустовку (3 фото).
Внутри входящих ждала парадная анфилада – главная гостиная, чайная комната и спальня. Чуть позднее появился каминный зал и потайная комната, в которую можно было попасть через… платяной шкаф. А над всем этим были устроены невысокие антресоли с дворовой стороны.
Тайную комнату, которую обнаружили реставраторы в 1970-х годах…
…Еще называли Масонской
Дело в том, что барон Штейнгель или Штейнгейль, разные документы требовали различного написания, большой друг Кондратия Рылеева, по свидетельствам современников являлся членом Северного тайного общества. Это, кстати, приписывают и зодчему Джузеппе Бове, которого мы любим и знаем под русским именем Осип Иванович.
Впрочем, здесь, в отличие от некоторых других «масонских» домов, нет никакой специальной символики в декоре. По крайней мере, явной. Лишь тайная комната в доме служила местом собраний членов ложи.
Сам же Владимир Иванович (его мать была русской, дочерью купца из Екатеринбурга), хозяин дома, был выходцем из старинного дворянского рода Священной Римской империи. Внук баварского и сын саксонского министров, родился он в Пермском наместничестве, на Урале. Выпускник Морского кадетского корпуса, в нулевых годах девятнадцатого века – офицер Балтийского флота. Ходил он также и по рекам Дальнего Востока.
Участник Наполеоновских войн, а позднее – декабрист, за что был сослан на каторгу, откуда вернулся лишь в 1856 году благодаря Манифесту об амнистии.
Дом же его в Гагаринском переулке тем временем…
…Давно принадлежал другим людям
В 1830 году в нем поселился штабс-ротмистр Николай Николаевич Тургенев с семейством – дядюшка знаменитого писателя. А в 1834-м – внук великого полководца Александра Васильевича Суворова – светлейший князь Александр Аркадьевич Суворов.
А позднее, с 1872 года и до самой революции особняк достался Льву Михайловичу Лопатину – коллежскому советнику, известному философу, профессору Московского университета и председателю Московского психологического общества.
Он в буквальном смысле слова превратил особняк в культурный центр тогдашней Москвы, где на знаменитых «Лопатинских средах» регулярно присутствовали Лев Толстой, Иван Бунин, Аксаков, Тургенев, Тютчев, Станиславский в компании Немировича-Данченко и многие, многие другие. Общались, читали друг другу новые произведения, советовались, спорили…
Да и по сей день особняк служит людям искусства. Сегодня, к примеру, в нем располагается отделение архитектуры Академии Художеств.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!