I. Санскритский текст щлоки 1.2.23. ( русская транслитерация ВВТ) :
саттвам раджас тама ити пракp̣тер гуна̄с таир I
йуктаx̣ параx̣ пуруша эка иха̄сйа дхатте II
стхитй-а̄дайе хари-вирин̃чи-харети самгйа̣x̣ III
щрейа̄мси татра кхалу саттва-танор нp̣на̄м сйуx̣ IV 1.2.23. IV
II. Пословный ПЕРЕВОД Щрӣлы Прабхупады ( русские эквиваленты ВВТ ) :
саттвам - благость; раджаx̣ - страсть; тамаx̣ - мрак невежества; ити - так; пракритеx̣ - материальной природы; гунаx̣ - гуны; таиx̣ - с ними; йуктаx̣ - соприкасающийся; параx̣ - трансцендентная; пурушаx̣ - личность; экаx̣ - одна; иха асйа - этого материального мира; дхатте - принимает; стхити-а̄дайе - для создания, поддержания, разрушения и т.д.; хари - Вишну, Личность Бога; вирин̃чи - Брахма̄; хара - Господь Щива; ити - так; самгйа̄x̣ - различные аспекты; щрейа̄мси - наивысшее благо; татра - в этом; кхалу - конечно; саттва - благость; танаx̣ - форма; нp̣на̄м - человек; сйуx̣ - извлекает.
III. Литературный ПЕРЕВОД Щрӣлы Прабхупа̄ды ( русская редакция ВВТ ) :
Трансцендентная Личность Бога косвенно связана с тремя гунами материальной природы: страстью, благостью и невежеством И лишь для сотворения, поддержания и разрушения материального мира Он принимает формы этих трёх качеств, то есть формы Брахмы̄, Вишну и Щивы. Их этих наивысшее благо люди могут получить от Вишну, формы качества благости.
IV. ПОЯСНЕНИЯ Щрӣлы Прабхупады, раскрывающие СМЫСЛ и СУТЬ ЩЛОКИ 1.2.23., а также ЦЕЛЬ и НАМЕРЕНИЯ автора-составителя - Щрӣлы Вйасадевы :
Выше объяснялось, что нужно преданно служить Верховному Господу Щрӣ Кp̣шне, проявляющемуся в форме Своих полных частей, и здесь это положение подтверждается. Верховный Господь Щрӣ Кp̣шна и все его полные части - это вишну-таттва, Господь Бог. За Кp̣шной следует Баладева, за Баладевой - Санкаршана, за Санкаршаной - На̄ра̄йана, за На̄ра̄йаной - второй Санкаршана, а за этим Санкаршаной - пуруша-авата̄ры Вишну. Вишну, Господином, Владыкой гуны благости и чистоты в материальном мире, является пуруша-авата̄ра, называемая Кшӣродакаща̄йи Вишну ( возлежащий на волнах Молочного океана; кшӣр, кхӣр - на санскрите - сладкое молоко), проявляемый также как Парама̄тма̄ - Сверхдуша.
Брахма̄ - божество раджаса (страсть и деятельность):
{ В каждой их 4-х рук Господь Брахма̄ держит: цветок лотоса ( символ красоты и гармонии), четки для чтения маха̄-мантры Харе Кp̣шна, сосуд с кхӣром, сладким молоком и Веды, так как Господь Брахма хранит и распоряжается Знанием (гйа̄на) и Пониманием причин и следствий (веда), поэтому Его также называют Буддха̄ - Господин мудрости и деятельного разума. а также Вселенский Разум, Создатель, Владыка Вед }
...а Господь Щива - Владыка гуны невежества и тьмы:
Каждый из членов Тримурти управляет одной из трёх гун (качественных совокупностей материальных энергий) Материального мира.
Разумная деятельность Господа Брахмы̄ делает возможным Творение вселенных. Благость Вишну поддерживает весь Материальный мир. Функцию разрушения этого мира в конце данного цикла Творения, а также уничтожения всего отжившего и ненужного на промежуточных стадиях осуществляет посредством та̄ндава-нp̣тйи Маха̄дев, Господь Щива.
------------------------------------ продолжение следует ----------------------------